Греко-скифское городище "Неаполь-Скифский"

Vikont's picture
  • Теги:
    • Archeology,
    • Hillfort,
    • Excavation

Mark: +13 / 3 participants / 1 recommendation / (+0) (-0) qualities

  • UkraineCrimeaСімферополь
Description

Ссылка на источник текста 1, ссылка на источник текста 2, ссылка на источник текста 3.

Неаполь Скифский – главный город государства поздних скифов – был основан в III в. до н.э. в восточной части нынешнего Симферополя. Этот исторический памятник свидетельствует, что поздние скифы имели свой государственный строй, свою культуру городского характера, в которой самобытность сочетается с сарматским и греческим влияниями. В III в. н.э. город пришел в упадок, а затем погиб под ударами кочевников.

Древние документы донесли до нас только греческое название. Каким было исконно скифское название этого места, остается только догадываться. По-гречески "неаполь" означает "новый город". Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово "Неаполь".

Наряду с Хабеями, Неаполь - одна из двух "царских крепостей" в Крымской Скифии, упомянутых в декрете в честь Диофанта. Вероятно, в Неаполе располагалась одна из резиденций скифских царей. Согласно херсонесскому декрету в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.), Неаполь находился где-то в глубине Скифии. Прославленный полководец дважды осаждал эту крепость. Обе компании завершались успехом, и оба раза побежденные скифы признавали над собой власть понтийского царя Митридата VI Евпатора, от имени которого действовал Диофант.

По словам древнегреческого географа Страбона (конец I в. до н. э. - начало I в. н. э.), крепость Неаполь построил знаменитый скифский царь Скилур для того, чтобы она служила ему опорным пунктом в борьбе против греков. Вероятно, это не совсем так. Есть основания думать, что позднескифские крепости возникли гораздо раньше эпохи Скилура (вторая половина II в. до н. э.), а Страбон лишь попытался связать известную ему крепость с именем знаменитого скифского царя.

Основанный на пересечении всех торговых путей полуострова, Неаполь связал в единое целое скифские города и поселения, сразу став для них средоточием экономической, политической и культурной жизни, их представителем на международной арене. Город располагался на небольшом плато, всего 20 гектаров. С северо-востока, он был защищен скальным массивом. Здесь не требовалось никакой обороны, лишь небольшой парапет, чтобы никто, в первую очередь, дети, ненароком не упали с обрыва. С противоположной, западной стороны плато отделено от известнякового массива узким ущельем, сейчас оно называется Петровской балкой.

Мощная оборона была нужна лишь с южной стороны плато. И скифы перегороди здесь плато зубчатой стеной двухметровой толщины и высотой до четырех, а позже достроили ее до 8 метров. Стена перемежалась 6 башнями высотой 12-14 метров, отстоящих друг от друга на 40-50 метров, на убойный полет стрелы.


В стене было трое ворот: Западные, Центральные и Восточные. Центральные считались парадными, триумфальными. Пользовались ими царь со свитой, высшая знать, официальные и торговые гости столицы, в них входили войска, когда возвращались с победой. В восточных кварталах города, судя по скромному характеру застройки, жили профессиональные военные. В мирное время они занимались ремеслами, близкими к военному делу: ковали оружие, доспехи, выращивали коней, торговали.

С западной стороны к площади примыкали дома скифской знати, чаще всего мегароны – греческий тип застройки. В середине такого дома располагался очаг костра в центре громадного зала. Собственно, греческое слово «мегарон» и значит большой зал. Дым от костра поднимался к потолку и выходил через овальное отверстие наружу.

На просторном лугу под акрополем располагался стадион. Тогда, он, кстати, тоже так назывался. Здесь проходили соревнования мастеров кулачного боя. Многие из них были увенчаны и олимпийскими лаврами. Левее стадиона, почти у края плато располагались кучка куполообразных домиков. Там жили тавры. Они поселились на плато задолго до появления здесь города. Тавры – ближайшие родственники скифов. Греки тут их совсем чуть было не истребили, те бежали в горы, но греки достали их и в горах. Тогда тавров выручили скифы. Подвинули греков так, что тем осталась лишь узкая полоска западного побережья.

Интересен скифский способ хранения запасов хлеба – в зерновых ямах, вырубленных в скальном грунте всюду, где нашлось место. Даже вдоль крепостных стен. Таким образом скифы избавились от необходимости сбывать большую часть урожая по низким ценам. К тому же в случае осады город не остался бы без провианта. В зерновых ямах пшеницу можно было хранить до 50 лет.

Падение Неаполя связывают с периодом Диофантовых войн, когда на скифов напали греки Херсонеса в союзе с греками Понтийского царства, занимавшего тогда территорию современной Турции. Город был взят штурмом, разграблен и сожжен. Через 400 лет после Диофантовых войн в пределы Скифии вторглись готы. И скифы куда-то делись... совершенно исчезли исторические сведения о них...

Едва готы покинули дымные руины Неаполя, в город стали возвращаться его жители. Однако преимущественно греки. Скифы куда-то пропали. Ходили слухи, что они отправились на север, в скифские степи. Через какой-то период времени остаточное скифское население окончательно смешалось с греческим. Растворилось в нем. Это повлияло естественно и на архитектуру города. Она стала греческой. Узнать истинную архитектуру скифов археологом удалось лишь по склепам.

Несмотря на всю историческую важность Неаполя-Скифского и его археологическую ценность, политика властей относительно древнего города была более чем непонятной. Сейчас на большой территории бывшего Неаполя расположены очистные сооружения Симферопольского горводоканала. Построены они были еще в 1926 году. Еще раньше это место власти Симферополя сдавали в аренду всем желающим добывать здесь строительный камень. Еще раньше брали камень из городища, татары. Собственно, именно благодаря этому стройматериалу и вырос здесь татарский город Ак-Мечеть (Белая Мечеть).

Татары пришли в Крым на исходе XIII в., гонимые с востока отсутствием пастбищ. Здесь, на плато возле Салгира (тогда он носил еще греческое имя Истра), они обнаружили обычное горное селенье. Не особо большое, средних размеров. Единственное, что их удивило, это то, что с юга, со стороны ровного горного плато это селенье защищала мощная оборонительная стена колоссальных размеров, с шеренгой громадных башен, частично разрушенных, но не менее грозных. Тогда здесь жили уже преимущественно греки. Город принадлежал княжеству Феодоро. В 1475 году это княжество будет захвачено турками после 6-месячной осады. И новые хозяева построили свой город. Он будет называться Ак-Мечеть. Его (ныне её площадь занимает старый город Симферополя) построили быстро. В немалой степени потому, что камень для нее брали из развалин Неаполя. Скифского камня с избытком хватило на новый татарский оплот. Из него же была построена и сама «Белая мечеть», в честь которой назвали город (сейчас на ее месте мечеть Кебир-Джами). Греков, живущих на месте Неаполя татары как бы не замечали, в надежде, что те не выдержат такого издевательства и сами уйдут в горные районы к единоверцам. Однако греки выдержали. Чуть ли не до конца XVIII в. на разоренном плато продолжало существовать селение, в котором жили люди из прошлого, чуждые всему, что их окружало. Последний раз они упомянуты в краеведческом издании о Симферополе: «Неаполис пережил свою метрополию и другие греческие города, и под названием Керменчика дожил до 1779 года, а в этом году вместе со всеми греками и митрополитом Игнатием жители оставили свой город, где прожили не менее 2000 лет, переселились в Мариупольский уезд и образовали село того же названия – Керменчик. О последних днях этих жителей татары передают, что это были люди трудолюбивые, честные, имели лавки, улицы, много воды в горе, но жили замкнуто от татар, уходя забили источники каким-то составом и овечьей шерстью; были очень бедны и вместе с тем честны настолько, что вместо металлических денег употребляли камушки, образцы которых можно увидеть в нашем музее».

Традицию брать камень для строительства из Неаполиса продолжили и российские первопоселенцы Симферополя. Первым, кто задумался о том, какая колоссальная археологическая ниша находится на этом месте, был исправник Симферопольского уезда, один из потомков последних правителей Крымского ханства Султан-Крым-Гирей. Летом 1827 г. он обратил внимание на мраморные плиты, которые лежали в повозке, спускающейся с Неаполя. На них был изображен барельеф конного воина в архаичном облачении. Две другие плиты притягивали взгляд строгой красотой древнегреческих надписей, посвященых Зевсу и Афине от имени Посидея, сына Посидеева. Исправник купил плиты и отправил в Одесский музей древностей. Там ими весьма заинтересовались. Прежде всего надписью, упоминавшей легендарного скифского царя Скилура. В то же лето здесь заработала одесская археологическая экспедиция. Среди её находок самая ценная – второй мраморный барельеф, погрудный портрет двух мужчин: пожилого и юного, почти мальчика. Принято считать, что на барельефе увековечены Скилур и его сын Палак.

Проанализировав результаты раскопок, руководитель экспедиции Бларамберг высказал догадку, ставшую научной сенсацией, подтверждаемую всеми последующими находками: найден Неаполис, загадочно исчезнувшая столица позднескифского государства. Взглянуть на скифскую столицу спешат ведущие археологи со всего мира. До сознания симферопольцев доходит, что рядом с их городом соседствует серьезный археологический памятник. Сама собой складывается традиция показывать руины Неаполя гостям города. Вскоре гости уже сами просят показать им Неаполь-Скифский. Едва ли не первым проявил неподдельный человеческий интерес к Неаполю Белинский. Он посетил городище в сентябре 1846.

Однако еще значительно раньше судьбой скифского народа был увлечен другой великий русский ум. Михаил Ломоносов на основе анализа исторических источников, до нас не дошедших, высказал полную уверенность в том, что историю нашего отечества нельзя понять без «древних родоначальников нынешнего российского народа, в котором скифы не последнюю часть составляют».

В августе 1945 года на Неаполь-Скифский прибыла из Москвы Тавро-Скифская археологическая экспедиция. Через год работа экспедиции привела к сенсационным открытиям. Найден царский мавзолей, чудом избежавший разграбления, сохранивший для нас уникальную, богатейшую коллекцию изделий древних мастеров, обнаружены десятки склепов скифской знати. Результаты многолетней (1945-1960) экспедиции перечеркнули прежнее представление о скифах как о диких и безграмотных «вчерашних» кочевниках. Пред нами предстал народ сильный, талантливый, умный, способный выносить долгие и суровые испытания. Симферопольский архитектор Кондрацкий увлекся изучением материалов раскопок и предпринял попытку воссоздать в ряде рисунков облик города в пору его расцвета (II в. до н.э.). Получился город очень похожий на Рим того же периода.

В царском мавзолее были найдены тысячи предметов скифского обихода. Только золотых изделий более 1300. Однако самой большой загадкой был сам мавзолей. Он изначально был предназначен для одного человека – Скилура – и построен после его смерти в каком-то из 20-х – 10-х годах II в. до н.э. за те 40 дней, что отведены скифским (и нашим тоже) погребальным обычаем для прощания с усопшим. Никто не хотел расставаться со Скилуром. Поэтому его решили вопреки обычаям оставить среди живых. Символично, конечно: похоронить на самом видном месте, возле центральных городских ворот. Перед автором проекта мавзолея стояла непростая задача: придать гробнице вид, внушающий благоговение перед тем, кто в ней покоится, напомнить о его великих свершениях. Он строит гробницу Скилура в виде остроконечного обелиска к западу от центральных ворот. Гробница будет стоять вплотную к стене и будет возвышаться над ней подобием скифского меча-акинака, символа вечной защиты города прахом Скилура. Площадь погребальной камеры составляла всего 40 кв.м., но за счет высоты сооружения мавзолей внутри был похож на храм. Рядом, по традиции, были захоронены лошади и конюх.

Через несколько лет после успеха Тавро-Скифской послевоенной экспедиции, в период относительного археологического затишья горводоканал снова развернул здесь активную хозяйственную деятельность. Неаполь вновь перекопали траншеями труб и коммуникаций. Соскребли бульдозерами культурный слой вместе с хорошо сохранившимся под наносами земли низом южной, наиболее мощной оборонительной стены, остатками башен и прилегающей к стене плотной пригородной застройки.

Однако и в наше время Неаполь продолжает дарить археологам неожиданные находки. Дал свои результаты и археологический сезон 1999 года. Кандидат исторических наук Зайцев проводил со своими помощниками раскопки возле «здания с портиками», на территории, которую в 1827 году исследовала экспедиция Бларамберга. Возникла идея покопаться вокруг вырубки в скальном грунте, обнаруженной в 1950 году неподалеку от западного портика. Считалось, что это культовый бассейн, подобный тому, что находился возле Южного дворца Скилура. Вырубку археологи расчистили до дна, а почву по краям оставили нетронутой. У одного края вырубки сразу обратил на себя внимание травянистый бугорок. Сняли дерн. Под ним обнаружилась компактная груда камней. Фрагменты какого-то декора со следами краски и врезными буквами. Всего 200 фрагментов, которые сложились в рельеф всадника с копьем, а буквы – в стихотворную эпитафию на греческом. К сожалению, надпись плохо сохранилась, уверено читается лишь строка «Гробница великого Аргота, повелителя Скифского». Дальше в эпитафии упоминаются эллины и фракийцы. Культовый бассейн оказался гробницей предшественника Скилура, возможно, его отца.

История исследования Неаполя-Скифского насчитывает уже почти двести лет: открытие городища состоялось в 1827 г. Наиболее важные раскопки были произведены в 1926 г., в 1945-1959 гг., в 1978-1989 гг. и в 1990-2003 гг. В ходе археологических исследований были открыты руины оборонительной стены с башнями, остатки жилых и общественных зданий, найдены портретные рельефы, фрески, обломки статуй, склепы и могилы. Обнаружен мавзолей с богатыми захоронениями правителей Малой Скифии.

Находки из раскопок Неаполя-Скифского находятся в Государственном Эрмитаже, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Государственном историческом музее (Москва), в Киевском Музее исторических драгоценностей, Одесском археологическом музее, Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, Центральном музее Тавриды.

Из-за отсутствия финансирования Неаполь Скифский много лет находился в запустении. В ноябре-декабре 2010 года Республиканским Комитетом Автономной Республики Крым по охране культурного наследия и Крымским филиалом Института археологии Национальной Академии наук Украины была совершена вся подготовка учетной документации для создания историко-археологического заповедника «Неаполь-Скифский». 25 июля 2011 года заповедник «Неаполь- Скифский» был открыт для посещения. Директором историко-археологического заповедника стал Ю.П.Зайцев, возглавлявший раскопки городища с конца 90-х гг. прошлого столетия до 2003 года, известный и талантливый археолог.

Посетители «Неаполя-Скифского» могут увидеть гробницу царя Скилура, скифское оружие, руины укреплений, капищ и жилых построек.

Раскопки продолжаются. Исследование «Неаполя-Скифского» - древней столицы скифов – не закончено. Отсутствуют точные данные основания города, неизвестны причины и время его разрушения. Работы археологов, несомненно, расскажут много нового о жизни скифов и, возможно, откроют и эти тайны.

How to get to the point: 
Доехать можно от вокзала маршрутками №4, 108 до конечной - ул.Тарабукина.
Reports
Eduard's picture
5 photos
Eduard
vv's picture
6 photos
vv
Кельтика's picture
1 photos
Кельтика
0
Your rating: None

Back to top