Арабатская крепость

Зображення користувача Vikont.
  • Теги:
    • Археологія,
    • Розкопки,
    • Архітектурні споруди,
    • Фортеця,
    • Історичний об'єкт,
    • Звездные крепости

Оцінка: +19 / 4 учасники / 1 рекомендація / (+0) (-0) якість

  • УкраїнаКрим Автономна РеспублікаКам'янське
Опис

Ссылка на источник текста 1ссылка на источник текста 2ссылка на источник текста 3.

У основания Арабатской стрелки, у берегов Крыма, рядом с соляным промыслом, находится старая, уже разрушенная турецкая крепость Ребат (это слово с тюркского переводится как «воинский пост» — это позже крепость стали называть Арабат). Она построена, как полагают, во второй половине XVII в., в южном основании Арабатской стрелки - в двух километрах к северо-западу от села Ак-Монай (Каменское) - на узкой песчаной полосе между Арабатским заливом и Сивашом. Письменные источники почти не оставили сведений об этой крепости. А между тем, она была свидетелем бурных и трагических событий. Стены крепости сохранились до сих пор. Выложенные мощным тесаным камнем, только поросли дерезой и чертополохом. Крепость окружена глубоким рвом и высоким валом, а в самой крепости сохранился зиндан для узников. Говорят, ранее существовал лаз из крепости, выходивший в 100 метрах в Азовском море. Турецкие боевые пловцы лазили по нему и неожиданно нападали на осаждавшие крепость корабли.

В 1475 году Крым был оккупирован турецкими войсками. Они разгромили генуэзские крепости, уничтожили крупное средневековое княжество Феодоро в юго-западном Крыму, подчинили своей власти Крымское ханство. Во всех стратегически важных пунктах полуострова завоеватели строили новые или усиливали старые крепости.

В XVII веке Эмиддио Дертелли д’Асколи – католический монах, в 1624-1634 годах возглавлявший доминиканскую миссию в Кефе, автор «Описания Черного моря и Татарии», упоминая в повествовании косу Арабат, указывал:

«Есть еще другой путь (кроме Ор-Капы. — И. А.) для выхода из Татарии, называемый Араббатта, напротив города Крыма на расстоянии одного дня пути от Каффы. Через Меотийские болота есть тропа, которой могут пользоваться знающие дорогу. Но этот путь избегают по причине болот и пустынных безлюдных стран, лежащих по ту сторону, опасных от чиркасских и ногайских разбойников».

Из краткого сообщения явствует, что священнослужитель не был на Арабатской косе, а передает услышанные от информатора краткие сведения, не упоминая при этом о наличии каких-либо укреплений. Однако тогда же, в первой половине XVII века, о башне и укреплениях у самого начала косы сообщает иной европеец.

Гийом ле Вассер де Боплан (ок. 1595-1685), французский инженер и картограф, с начала 1630-х по 1648 гг. – на службе польских королей на территории Украины, где возводил крепости и укрепления. В составленном им «Описании Украины» присутствует глава, в которой содержатся сведения о Крыме и крымских татарах, в частности и об Арабатской крепости:

«Арабат или Орбаток – это каменный замок, который имеет одну башню, построенную на самом перешейке полуострова, заключенного между Лиманом и Тонкой водой; этот перешеек имеет не более 1/8 мили в ширину и прегражден палисадом (ров. — И. А.) от одного моря до другого. Казаки называют полуостров косою, так как он имеет форму косы. Здесь содержатся ханские табуны, в которых насчитывают не менее 70000 лошадей».

Оба европейца, в первой половине XVII века составившие описания Крыма, называют косу и башню у самого южного ее основания – Арабат (с ар. «рабат» — «воинский пост»).

Во второй половине XVII столетия, в 1666-1667 гг., в Крыму находился известный турецкий путешественник Эвлия Челеби. В своей «Книге путешествия» Эвлия Челеби дает описание башни Арбат (заметьте, не Арабат) и разъясняет причины ее постройки ханом Мухаммедом IV Гираем: «Эта большая и мощная каменная башня круглой формы стоит на мысе Крымской земли, выступающем в Азовское море, на плоском месте, среди лугов и цветов. Ее построил наш господин Мухаммед Гирай-хан. Причина ее построения такова. Несколько крымских казаков из казацких рабов, улучив случай, вплавь перебрались через Азовский пролив на сторону степи Хейхат (причерноморские степи. — И.А.), и добрались до калмыцких татар… множество неверных калмыков с казаками переплыли Азовское море до Арбатского мыса по мели и вошли в Крым, внезапно ударили и разграбили его, захватили огромную добычу и бесчисленных пленников. Гази Мухаммед Герай-хан в мгновение ока собрал 47 тысяч татарских газиев, вышел из крепости Ор и шел вслед калмыкам день и ночь, преследуя их в степи Хейхат, настиг калмыков и пропустил их сквозь зубы мухаммеданских мечей…

А чтоб больше никто по косе на полуостров не сунулся, Мехмед Гирей поставил у южной оконечности косы крепость с немудреным названием Рабат, что с арабского переводится как предместье или войсковой пост. Со временем Рабат трансформировался в Арабат и подарил название нынешней Арабатской стрелке.

Крепость «воистину надежная и могуча». Действительно, это прочная и мощная башня. Окружность ее составляет целых 150 шагов. Там есть начальник крепости, 150 секбанов, отличный склад оружия. Пушки… стоят у бойниц. В сторону Крыма на высоком месте открываются железные ворота… Проехав отсюда 9 часов на север по узкому мысу, с двух сторон от которого море, [мы попали] в долину, образованную Азовским морем, на которой плодородные луга и цветники. На этом мысу… пасется весь скот крымского народа…».

Действительно, Арабатскую крепость строил опытный военный инженер. Сложный периметр, включающий пять бастионов и двое ворот, предполагал возможности долговременной осады и активных вылазок. Орудийные бойницы, ориентированные на восток, север и запад и расположенные в несколько рядов, давали возможность одновременно использовать орудия разных систем и мощности.

Эвлия Челеби также указывает, что Арбат находился во владениях нуреддин-султана, «который управляет 260-ю деревнями от русла Качи до крепости Гезлев, Ора, Ченишке, и до крепости Арбат…»

Арбат также являлся центром одноименного кадылыка – судебно-административного округа, в состав которого входило 49 деревень.

Крепость и гарнизон при ней остудили горячие головы, и после того памятного «побега и набега» инцидентов больше не случалось. Рабат начал постепенно приходить в запустение. Этим во время Русско-турецкой войны 1735 - 1739 годов воспользовались российские войска под командованием П. Ласси, которые без особого труда дважды вторгались в Крым именно по Арабатской стрелке. Они захватили и разрушили укрепления Арабатской крепости. Хан Арслан Гирей, чуть позже ставший правителем Крыма, к делу обороны отнесся серьезно и в очередной раз «запер» вход в Крым, отремонтировав и усилив и Рабат, и другие крепости. Поэтому следующее сражение у Арабатской крепости было доблестным и нелегким.

Одной из целей очередного похода России в Крым в 1771 году было «исторгнуть крепости из рук турецких». Выполняя этот замысел, в ночь на 18 июня отряд генерала Щербатова штурмом взял Арабат. Схватка была короткой и жестокой: «Передние русские плутонги лётом пометались в ров; когда они с помощью пик и рогаток всходили на вал, задние плутонги и артиллерия производили беспрерывную пальбу. Через полчаса русские были на валу, и крепость сдалась», - пишет историк С. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен».

Крепость была настолько значима, что радостную весть об успешном штурме Арабата поспешили сообщить Екатерине Великой. Сохранилось письмо Императрицы генерал-аншефу Долгорукову: “Князь Василий Михайлович! Получила я приятное известие от вас о взятии штурмом генерал-майором князем Щербатовым крепости Арабата. Прошу сказать мое признание за столь многие и различные службы и труды…”.

После присоединения Крыма к России крепость потеряла свое военное значение.

Академик П. Паллас, в 1793-1794 годах составивший описание Крыма, сообщает об Арабатской крепости: «Крепостца Арабат находится непосредственно в самом начале косы, между Сивашем и Азовским морем, закрывая вход с этой косы в Крымский полуостров. Она состоит из полигона в семь правильных бастионов, прочно построенных из известкового тесаного камня; с сухим рвом, одетым камнем; длинного ретрашемента (вал, окоп для защиты от неприятеля. — И.А.) к стороне Сиваша, а к стороне моря более короткого, на котором устроены батареи, все из камня. В крепости видны только: каменная хорошо построенная мечеть с минаретом, плохой дом коменданта и несколько солдатских помещений, частью под землей, частью под валом…»

П. Сумароков в начале XIX столетия, прибыв в Арабат, отмечал: «…оставленная крепость Арабат, при пологом береге стрелки, или косы, которая протягиваясь на 120 верст в длину между Азовским морем и Сивашем. Крепость искусно сооруженная из плит пребывает невредимою, построения же внутри как то, мечеть, баня, казармы представляются разоренными; впрочем она пустынствует, вокруг ее нет никакого жилища и не более 10 Донских казаков, содержащих стражу, обитают в оной».

В последующие полстолетия крепость пришла в полное запустение.

В середине XIX века Г.Спасский, повествуя о степях Северного Причерноморья, подъезжая к Геническу, обращает внимание на: «новую картину, образуемую двумя морями – Азовским и Сивашем, с разъединяющею их огромнейшею в свете плотиною – Арабатскою стрелкою, какую в силах произвести и поддерживать только удивительное могущество природы… Азовское море в древности именовалось: Меотида, Меотическое озеро, Скифские пруды, Темеринда и матерь Понта… Сиваш или Гнилое море… переделано из татарского Чуваш, до ныне употребительного…

Переправясь через Генический пролив, мы вступили на Арабатскую стрелку, которая простирается на 103 версты, вплоть до Арабатской крепости. Почва ее и ширина различны… здесь на возвышенностях находится много малых и довольно больших курганов… По всей Арабатской стрелке в изобилии растут кормовые травы».

Г.Спасский, прибыв к Арабатской крепости и осмотрев, отметил: «Она имеет вид неправильного осьмиугольника; окружена высоким валом и глубоким рвом, обложенным известковым плитняком. Мы вошли в нее через деревянный мост низкими каменными воротами; близ них с левой стороны находится небольшая круглая башенка, довольно сохранившаяся. Внутри крепости также уцелели еще от разрушения мечеть и баня, а казармы и прочие здания почти развалились… С крепостного вала видны с одной стороны Сиваш, а с другой – Азовское море, соединенные рвом, подобно Перекопскому, но имеющем меньшую глубину и в длину не более версты. Ров этот потерпел от времени гораздо более чем крепость. Очевидно, один древнее другого и сооружение их относится к разным эпохам…»

Вспомнили о ней только в Крымскую войну 1853-1856 годов. Обновили, облицевали стены тесаным известняковым камнем. Гарнизон, вооруженный 17 орудиями, успешно предотвращал высадку десантов на Арабатскую стрелку и затруднял продвижение вражеских судов в Азове.

По окончании Крымской войны гарнизон был выведен, и опустевшая, разоруженная крепость постепенно превращалась в каменоломню для жителей близ расположенной деревни. Но и полуразрушенные стены еще не раз (в 1920-м и 1941-1944 годах) служили надежным щитом и белым, и красным, и коричневым. Интересно, что здесь снимали одну из ключевых сцен широко известной в советское время кинокартины «Служили два товарища». Режиссер Евгений Карелов нашел крепость Арабат более киногеничной, чем ее «родную сестру», Перекопское укрепление, где, собственно, и происходили героические и трагически события поздней осени 1920 года. Поэтому белые в фильме удерживали свой последний плацдарм в Крыму именно здесь. Помнит Арабатская крепость и одного из главных героев фильма, поручика Брусенцова в блистательном исполнении Владимира Высоцкого: сцену с последним патроном снимали тоже здесь.

По неподтвержденным данным, когда Крым стал красным, именно в крепости Арабат располагался лагерь для военнопленных. В 20 — 30-е годы ХХ века как раз перед древней крепостью располагался рыбколхоз. Это привело к тому, что жители ближайшей деревни Ай-Монай (нынешняя Каменка), которая находится в пяти километрах от крепости, принялись разбирать облицовку крепости для строительства своих домов. Интересно, что мародерство прекратило… НКВД. Еще до войны недалеко от главного входа находилась мечеть, которая сохранилась почти полностью. В ней, по воспоминаниям местных жителей, в те времена показывали кино, и работала кинопередвижка. Но войну строение не пережило.

В октябре 1941-го по Арабатской стрелке отходили советские войска, и крепость на какое-то время стала укрытием для советских пехотинцев, прикрывающих уходящих товарищей. Во время немецкой оккупации в крепости расположился небольшой военный гарнизон, а вся полоска земли в этом месте — от Азова до Сиваша, была перекрыта линией немецких дотов. Несколько из них прекрасно сохранились до нашего времени.

Последняя археологическая экспедиция работала в крепости Арабат в 1988 году. Были изучены остатки мечети, баня, пороховые погреба. Сегодня крепость по-прежнему имеет внушительный вид, и, как и многие другие древности, окружена легендами — о таинственных подземных ходах и припрятанной казне. Конечно, это сказки, но они делают старую крепость еще привлекательнее.

Звіти
Зображення користувача Viktoriya.
2 Фото
Viktoriya
Зображення користувача Декабрь.
1 Фото
Декабрь
Зображення користувача Fenix.
2 Фото
Fenix
Зображення користувача oldUkr.
3 Фото
oldUkr
0
Ваш голос: Ні

Повернутися до початку