Домик Домбровского в Житомире

Зображення користувача Granit.
  • Атрибуты:
    • Рекомендации,
    • Особенности кеша
  • Теги:
    • Будинок,
    • Більше 100 років,
    • Архітектурні споруди,
    • Домбровский,
    • Прізвище

Оцінка: 0 / 0 учасників / 0 рекомендації / (+0) (-0) якість

  • УкраїнаЖитомирська областьЖитомир
Опис

На улице Малой Бердичевской, в Житомире, есть старый покосившийся дом с номером 10. Одна его часть несет на себе варварский след недавнего евроремонта. Но другое крыло выглядит таким же, каким оно было более чем полтора века назад - со старинным крыльцом и фикусами на подоконниках низких окон. На нем издалека виден барельеф: мужчина с острым профилем под французским армейским кепи. Бронзовая табличка говорит – здесь родился генерал Ярослав Домбровский, главнокомандующий войсками Парижской Коммуны.
Он появился на свет в семье из обедневшей ветви шляхетского рода герба Радван. Ян Генрик Домбровский, создатель «польских легионов», а затем прирученный царем Александром сенатор, приходился ему родственником. Посвященная генералу Генрику «Мазурка Домбровского», с запевом «Jeszcze Polska nie zginela» станет потом, в 1926 году, гимном Польши. Юный Ярослав знал легенду о том, что прообразом пушкинского героя Дубровского якобы являлся его дед, участник одного из польских восстаний. Домбровские жили жизнью небогатой мещанской семьи, и рассказы о былой славе рода, на которых рос мальчик, были обычны для их круга в провинциальном Житомире – где представители польских шляхетских родов жили среди массы еврейских ремесленников, лавочников и украинских крестьян.
Мечтая о военной карьере, Ярослав попал в Брестский кадетский корпус. Император Николай Первый, однажды проводивший здесь смотр, спросил: «Кто ты, юноша?», ожидая услышать в ответ имя подтянутого кадета. «Я – поляк», – сказал ему будущий генерал, и император раздраженно оттолкнул его от себя – так, что упавший подросток лишился сознания. Впрочем, это не помешало его военной карьере. Домбровский участвовал в имперской войне на Кавказе – но, в отличие от многих служивших там поляков не перешел в отряды имама Шамиля. Дослужившись до чина штабс-капитана, Ярослав поступает в петербургскую академию Генерального штаба и организовывает тайный революционный кружок. «Польский патриотизм и ненависть к российскому царизму сочетались у молодого Домбровского с эклектикой социальных учений. Он не склонялся к какому-то одному учению и балансировал между анархизмом и социал-демократией», – пишет Кость Бондаренко, едва ли не единственный, кто вспоминал о Домбровском в нынешней Украине.
Офицер-генштабист читает работы Прудона, Маркса, Герцена и Бакунина и активно участвует в подготовке нового польского восстания, запланированного на начало 1862 года, примкнув к «партии красных» – левому крылу освободительного движения. Домбровского назначают начальником вооруженного подполья Варшавы, и даже попав в тюрьму накануне выступления, он умудряется руководить действиями восставших при помощи сочувствующих тюремщиков.
Молодого поляка лишили воинских званий, присудив к пятнадцати годам каторги – но он сумел бежать из московской тюремной бани, после чего затаился на конспиративной квартире, разрабатывая план восстания сибирских каторжан. Устроив побег своей жены Пелагеи, Домбровский перебирается во Францию, где работает чертежником, знакомясь с Герценом, Бакуниным и Гарибальди. Он публикует «Критический очерк войны 1866 года в Германии и Италии», фактически предсказав в ней столкновение империй Вильгельма и Наполеона III – и по доносу попадает во французскую тюрьму.
С началом войны, после быстротечного краха бонапартистской монархии, Ярослав Домбровский вместе с большинством польских революционных эмигрантов, становится членом Парижской Коммуны, приняв на себя обязанности коменданта Парижского укрепленного района. Уже 18 марта, в самом начале восстания, польский офицер призвал немедленно атаковать Версаль, чтобы взять в плен правительство, не позволив ему собрать силы контрреволюции. «Вы близоруки. Вы видите не дальше, чем на два шага впереди себя. Раньше или позже, а бороться вам придется, но тогда уже будет поздно», – тщетно убеждал он товарищей-коммунаров.
Получив кличку «Пружинный Чуб», из-за выбившихся из-под армейского кепи волос, Домбровский успешно руководил строительством баррикад, вместе с Валерием Врублевским – поляком из-под белорусского Гродно, членом Первого Интернационала. Оценив решительность и стратегический талант уроженца Житомира, Коммуна поручила ему руководить всеми революционными силами, присвоив звание генерала. 23 мая 1871 года, получив смертельное ранение в голову, Ярослав Домбровский скончался в госпитале Ларибуазьер.
«Вместе с рассказами об ушедшем титане возникали кавказские ветры, варшавские ружья, сибирские снега. Нет, не речь над могилой, a просто шелест уважения и любви», – вспоминал очевидец его похорон Жан-Пьер Шаброль.
Житомир вспомнил о Домбровском в 1917 году, когда это имя звучало здесь в выступлениях революционных агитаторов. А затем в тридцатых, во время гражданской войны в Испании, где сражалась республиканская интербригада имени Ярослава Домбровского. В ее составе была украинская «компания» – рота имени Тараса Шевченко, и галицкий комсомолец Юрий Великанович писал в бригадной газете «Домбровщак» об интернациональной борьбе против фашизма.
Монумент Домбровскому, установленный к столетию Коммуны, стоит сейчас на Площади Согласия – названной так в честь парижской Place de la Concorde, где смертельно ранили генерала. Неподалеку от него сохранился памятник Карлу Марксу, страстно и глубоко писавшему о борьбе Парижской Коммуны. Но лучше углубиться в старые городские кварталы, найти там старенький домик, затерянный в мещанских дворах, где засидела лавки пьяная молодежь – чтобы подумать, какой бывает биография человека, чьи идеи совпали с исторической логикой эпохи.
источник текста  

0
Ваш голос: Ні

Повернутися до початку