Памятник династии Стевенов в Симферополе

Granit's picture
  • Атрибуты:
    • Особенности кеша,
    • Рекомендации
  • Теги:
    • Памятный знак,
    • Плита (Стела),
    • Monuments

Mark: +14 / 3 participants / 2 recommendations / (+0) (-0) qualities

  • UkraineCrimeaСімферополь
Description

24 декабря 1996 г. В Симферополе открылся памятный знак трем представителям династии Стевенов: Христиану Христиановичу, Александру Христиановичу, Александру Александровичу. 
Символично, что знак установили на правом берегу реки Салгир, на земле бывших Стевенских садов, дань уважения благодарных симферопольцев своему выдающемуся земляку.
Христиан Христианович Стевен вошел в историю Крыма как основатель и первый директор Никитского ботанического сада. Это ученый XIX века — естествоиспытатель, ботаник, энтомолог, садовод, доктор медицины и философии. Стевен (1781-1863) был почетным членом 22 ученых обществ в России и Европе, Императорской Академии наук и всех русских университетов, Шведской Академии наук, кавалером ордена Святой Анны 2-й степени с императорской короной и Святого Владимира 3-й степени, обладателем Большой золотой медали Министерства Государственных Имуществ.
Стевен был человеком огромной внутренней силы; он на всю жизнь остался ученым и продолжал работать, встречаться с людьми, слушать веселые истории, поддерживать светские беседы… Хотя пережил страшное горе.
Родился Христиан Христианович в 1781 году в Финляндии. В его семье говорили на шведском языке, но знали немецкий, финский и русский. Потом Стевен изучил еще латынь, французский и татарский, освоил и несколько кавказских наречий. Одиннадцатилетнего Христиана отправили учиться в университет города Або (нынешний город Турку); там он осваивал древние языки, медицину, там всерьез заинтересовался ботаникой. В 1795 году Христиан поступил в лекарское училище Петербурга, а через два года продолжил образование в Германии, в Иенском университете.
Во все годы учебы он сам зарабатывал на жизнь в госпиталях и частными уроками математики. В октябре 1799 года Стевен закончил Петербургскую медико-хирургическую академию и получил степень доктора медицины. Однако знакомство с известным русским ботаником Маршалом Биберштейном, главным инспектором шелководства юга России и Кавказа, навсегда изменило его жизнь. М. Биберштейн пригласил Стевена на должность своего помощника, и ученый, подобно многим европейцам того времени, окончательно переехал в Россию.
Зимой 1806 года Стевен впервые приезжает в Крым. В 1807 году в Судаке состоялась его встреча с Петером Симоном Палласом, который говорил о необходимости создать опытный ботанический и фруктовый сад где-нибудь на южном склоне Главной горной гряды.
И вот — первое путешествие по Южному берегу. Лошадки едва пробирались по извилистым тропам, но не опасность, а красота и разнообразие полуденного берега заставляли трепетать сердце северянина. Именно Стевену (он и не мечтал об этом) было поручено создание ботанического сада, мысль о котором созрела среди ученых и практиков садоводства еще во времена Потемкина. Мнение Палласа оказалось решающим -земли отводились на южном склоне, под селом Никита.
Жители Никиты не только не хотели помочь Стевену, но увидели в нем опасного пришельца, который вторгся в их землю. Татарские домики вокруг Никитского оврага походили на волчью стаю, окружившую свою добычу. Стевен держался твердо, настоящим хозяином, но в знак уважения говорил с жителями по-татарски (как до него не говорил никто из приезжих). Чтобы развивать садоводство, он бесплатно обменивал окультуренные саженцы на дичку для будущих подвоев. И, наконец, этот странный хозяин лечил татар! Сначала его называли колдуном и шайтаном, а потом по-настоящему зауважали. Неукротимый потомок скальдов и викингов подарил России центр южной ботаники — лучший крымский парк для прогулок и экскурсий. Подробная история создания Никитского сада изложена в нашей книге «Южный берег Крыма».
В 1826 году Стевен переехал в свой симферопольский дом на правом берегу Салгира, который купил еще в 1820 году, и десять лет работал главным инспектором сельского хозяйства юга России. Почти тридцать лет сотрудничал Маршал Биберштейн со своим помощником Христианом Стевеном, который участвовал в сборах растений для книги Биберштейна «Крымско-Кавказская флора». Из 2315 видов этой трехтомной «Флоры» более половины (1280) — крымские. Это сделано, в основном, благодаря сборам Стевена.
Женился Христиан Христианович поздно, в 54 года, на дочери своего друга, молодой вдове 27 лет. Перед женитьбой он принял православие и после венчания в Судакской церкви перешел в русское подданство. Стевены поселились в Симферополе. Мария Карловна была красивой крупной женщиной со строгим, властным характером. Она взяла на себя все хозяйственные заботы об имениях мужа в Карасане, Судаке и Симферополе. Разговаривали в семье по-русски, однако отец рано приучал детей писать не только на русском, но и на шведском, французском, немецком языках.
Один из сыновей Стевена — Александр — получил образование в Санкт-Петербургском университете, на естественном отделении физико-математического факультета, затем в Гейдельбергском университете. Он долго был председателем Таврической губернской земской управы, очень много сделал для процветания Крыма, а в 1873 году основал при Республиканском краеведческом музее научную библиотеку «Таврика».
С 50-х годов на Стевенов наваливались немыслимые беды. В 1854 году вся семья переболела холерой, на следующий год умерла дочь Юлия (а до этого умерла старшая дочь). В 1859 году неожиданно скончалась Мария Карловна, а еще через два года, из Петербурга передали весть о смерти замужней дочери Наташи. Заботу об отце взяла на себя младшая дочь — Екатерина. Несмотря на потрясения, Христиан Христианович продолжает заниматься наукой. В 1855-1857 годах публикуется его главный научный труд — «Перечень растений дикорастущих на Крымском полуострове». В честь Стевена названо более 25 видов растений Крыма и Кавказа: клен Стевена, вечерница Стевена, солнцецвет Стевена, орхидея стевениелла сатировидная, борщевик Стевена и другие.
Лучшие воспоминания о Стевене оставил его друг А. Нордман. «Его красивую голову обрамляла богатая серебристо-белая шевелюра, локонами которой, будучи обычно без головного убора, он предоставлял играть ветру; его благожелательные небесно-голубые глаза блестели; многочисленные морщины покрывали его одухотворенное лицо, на которое нельзя было долго глядеть, оставаясь равнодушным; его тонко прорезанный рот с саркастическими черточками в уголках свидетельствовал о многоопытном знании людей… С его огненным темпераментом, все его планы и решения быстро приводились в исполнение… лень он ненавидел. Чтобы энергичнее высказать свое суждение о чем-нибудь, он употреблял сильные выражения, так вместо «очень» он писал всегда «чрезвычайно»…».
Незадолго до смерти Стевен начал работать над новым изданием книги о крымской флоре, но закончить его не успел. 18 (30) апреля 1863 года «всеми почитаемый, убеленный сединами 82-летний старец опустил на землю свой усталый жизненный посох и покоится, как я предполагаю, на своей даче в заранее им самим приготовленной могиле… Пишущий эти строки склоняет свою голову и поминает с глубокой благодарностью и почтением имена Палласа, Биберштейна и Стевена».
Сын Стевена, Александр Христианович, остался в памяти крымчан как основатель научной библиотеки «Таврика». Много сделал для Крыма и внук патриарха ботаники — Александр Александрович Стевен. Этот рассказ можно бы продолжить, но здесь будут и горькие страницы о несправедливом отношении Советской власти к династии ученых. Сначала у Стевенов отобрали дом и библиотеку, а в 1922 году уничтожили даже фамильный склеп с останками Христиана Христиановича и его родных. Лишь сравнительно недавно, по настойчивым требованиям современных крымских ученых, в парке «Салгирка» установлен памятник династии Стевенов — большой красный камень.
Источник текста 1         Источник текста 2

Reports
BagiraDove's picture
1 photos
BagiraDove
vv's picture
1 photos
vv
Vikont's picture
1 photos
Vikont
0
Your rating: None

Back to top