Памятный знак подполковнику Подлесный В.А. в г. Краматорск

Декабрь's picture
  • Теги:
    • Мемориальная доска,
    • Monuments

Mark: 0 / 0 participants / 0 recommendations / (+0) (-0) qualities

  • UkraineDonetsk regionКраматорськ
Description
(Из воспоминаний В.А. Подлесного, подполковника запаса, бывшего командира 243-го Краматорского отдельного танкового полка, Почетного гражданина Краматорска).

У меня в памяти сохранились живые эпизоды того времени. События чередовались, как в калейдоскопе. В первых числах января 1942 года участвую в боях на Барвенковском выступе. В марте того же года освобождаю села Очеретино, Фидлерово, Шаврово. Во второй половине мая - горечь отступления из выступа, ранение под станцией Савинцы, госпиталь. В июле этого же года формирую 243-й отдельный танковый полк при втором Саратовском танковом училище. За короткий срок готовимся к боевым действиям. Во второй половине ноября, следуя к Сталинграду, выгружаемся на станции Михайловка, затем своим ходом движемся к городу Серафимовичи и поступаем в оперативное подчинение 3-й гвардейской армии.


Сталинград. В то грозное время к нему было приковано внимание всего человечества, а чилийский поэт Пабло Неруда так выразил свое отношение к этому городу: "Сталинград - это орден земли".


В феврале 1943 года после освобождения Ворошиловграда 3-я гвардейская армия занимает твердую оборону по Северскому Донцу. Нетрудно было догадаться, что обе враждующие стороны будут готовиться к летнему наступлению. Разумеется, немецко-фашистские войска попытаются взять реванш за поражение под Сталинградом, вырвать инициативу у Советской Армии. Нашему командованию предстояло разгадать замысел противника, и он был разгадан.
Несмотря на колоссальные потери в живой силе и технике, враг был еще силен. Мы понимали это. И готовились к сражению. У нас уже был боевой опыт, армия насыщалась в больших масштабах современной техникой. Благодаря огромной организаторской работе нашей партии героическому труду народа, сплоченности, патриотизму, вере в победу над врагом мы чувствовали себя сильными, как никогда.


Всесоюзная кочегарка - Донбасс. Вот он перед нами. На заре Советской власти В.И. Ленин писал, что без Донбасса восстановление разрушенного хозяйства страны немыслимо. Перед нами лежал Донбасс, разрушенный, изрытый траншеями, противотанковыми рвами, начиненный взрывчатыми веществами, узлами сопротивления. Нам предстояло отбить его у врага. 


Высокий правый берег Донца господствовал над левым, изобиловал глубокими балками и оврагами, заросшими деревьями и кустарниками. Это было на руку армии противника.


243-й танковый полк, не выходя из боев от самого Сталинграда, без какой-либо паузы вел ожесточенные сражения за Привольнинский плацдарм, Шипиловку, Щурово. Я не могу вспомнить дня, когда бы полк не вел боя. Не случайно в своих мемуарах Д.Д. Лелюшенко назвал полк героическим.


Ночью 4 сентября я был вызван к командующему армией. Он поставил задачу: высвободить колесный парк для пехоты 59-й гвардейской дивизии, танки вывести из боя и на них посадить десант из автоматчиков, форсировать Донец и к шести утра 6 сентября выйти в район Краматорска, перехватив железную дорогу. В пути, не вступая в затяжные бои, обходить опорные пункты. Итак, мне предстояло снова биться за Краматорск, на сей раз не с запада, а с востока. Форсировав Донец в районе Серебрянки, сбивая противника с рубежей, мы продвинулись на 25 километров. Немцы, зная, что такое танк Т-34 в глубине обороны, весь день пытались задержать танки авиацией.
Противовоздушных средств у нас не было, но танкисты были довольно опытны. В ночь на 6 сентября полк прошел около 70 километров. Да каких километров!


Чуть стало светать. Ночная тьма еще господствовала в низине балки. Пехотный полк Дубовика, спешившись с машин и танков, устремился в Беленькую, а танки поспешили к аэродрому. В то время виноградников не было. Здесь только в вершине балки виднелись какие-то кусты, деревья. До аэродрома оставалось с полкилометра, когда нас встретил житель Соцгорода. Вот первое, что он сказал: "Спасите город, рвут и жгут, гады!". На аэродроме уничтожили три самолета Ю-87, аэродромную команду, а те, кому удалось в нижнем белье заскочить в заросли подсолнечника, были добиты экипажем старшего лейтенанта Корзникова. Повернув танки в сторону Новокраматорского завода, в считанные минуты достигли вершины балки и... остановились. Вынуждены были остановиться. 
Из балки буквально вывалилась толпа жителей. Видели мы всякое, но здесь что-то было особенное. Танки, по сути, утонули в толпе, облепленные детьми. Цветы и слезы... Командиры рот старшие лейтенанты Гридин, Орлов, Евсеев, Корзников, Маркин, старшина Сидоровский качают головами, не зная, что делать. Но надо было наступать. 


Солнце вышло из-за горизонта, день обещал быть погожим. С начальником штаба капитаном Васиным, командирами рот Гридиным, Орловым поднимаемся на пожарную вышку (она и сейчас стоит). С вышки хорошо просматривается вся територия Новокраматорского завода в сплошных руинах. Только термический цех возвышается с огромными отверстиями в стенах. Дальше просматриваются забор, за забором поселок, а за поселком торчит ободранный копер.


Со стороны солнца нарастал гул и мы спешим вниз с вышки. От разрывов бомб вышка содрогнулась. Внизу встречаем командиров рот и двоих в штатском. Один из них, среднего роста, худощавый, отрекомендовался Кузнецовым Иваном Сафроновичем. "А это, - он представил товарища таких же лет, - Осипович. Прибыли восстанавливать завод".


Тут мы получаем приказ начальника штаба 59-й гвардейской дивизии Челнокова: очистить совместно с дивизией город от врага. От присланного офицера с приказом узнаем, что полки дивизии втянулись в балку, и при выходе из нее противник остановил их продвижение сплошным пулементынм огнем.


Посылаю старшину Сидоровского с приказом: сбить пулемет, что левее балки, и сам - за ним. Сидоровский в метрах 150 впереди от меня, он уже миновал балку и приближается к перекрестку дорог, делает короткую остановку и бьет из пушки. Выстрел Сидоровского был сделан по доту в тот момент, когда из него выскочил немец со связкой гранат. Дот стоял там, где сейчас подземный переход на Новом Свете.
Чувствовалось, что мы вот-вот утеряем инициативу боя: противник приходит в себя и час от часу наращивает сопротивление. От перекрестка дорог вниз к реке небольшой уклон, дорога вымощена брусчаткой, в конце ее виден мост через реку. Разумеется, противник постарается заминировать его, если не заминировал уже. Моему водителю Бухуну не впервой захватывать мост под носом противника. Разгоняем танк, а перед самым мостом резко тормозим машину. Тут же перед танком вырастает столб огня и дыма. Поторопились немцы. Сворачиваем в парк имени В.И. Ленина и поднимаемся вверх.


В 10 утра в одном из подвалов разрушенной поликлиники Нового Света обосновался штаб 59-й гвардейской дивизии. Для меня это было очень хорошо: во-первых, установилась живая связь с теми, кого поддерживаю танками, во-вторых, прикрыты пехотой фланги, что очень важно при бое в населенном пункте.


Хотя правый берег очищен от противника, однако в Старой части города предстоят еще жестокие бои. Вся полковая разведка рыскает по берегу в поисках места для переправы, но сведения неутешительные.


6 сентября в 11 утра подошла 5-я гвардейская мотострелковая бригада полковника Бугаева. Она заняла участок полка Дубовика и завязала бои за Меловую гору. В 23 часа прибыли разведчики с сообщением о найденном броде через реку в районе Пчелкино. Эта весть оказалась весьма важной.


7 сентября мы приступили к переправе танков у окраины Пчелкино. С собой прихватили мешочки с песком и всякий материал, подсказанный опытом. Первый танк прошел благополучно, и остальные через несколько минут были на левом берегу, развернулись в боевой порядок. Но и немцы не дремали. Подтянув пушки к школе и бойне, открыли ураганный огонь.


Мы знали: помимо ураганного огня нам предстояло преодолеть два препятствия - противотанковый ров перед железной дорогой и саму дорогу. Берем курс прямо на школу и бойню. Часть танков бьет по батареям, а другая - рушит снарядами противоположную стену рва.
Танкам беспрерывно приходится маневрировать от огня противника. Машины Гридина, Орлова, Корзникова, Сидоровского переползают противотанковый ров. Вот старший лейтенант Маркин почему-то отступает от рва и яростно посылает снаряд за снарядом в сторону противника. Там сплошные разрывы от наших залпов, и чей-то батальон, а может, дивизион, справа поддерживает танкистов огнем.
Подавив немецкие пушки, выскакиваем на высоту, где сейчас завод кондиционеров. Перехватив дорогу на Сергеевку, преследуем противника, бегущего из Краматорска. Город - освобожден.

На торце 9-и этажного кирпичного дома по улице Шкадинова,5 в Краматорске расположена мемориальная доска этому замечательному человеку.

Источник текста здесь.

How to get to the point: 
г. Краматорск, ул. Шкадинова, 5. На торце 9-и этажного кирпичного дома.
0
Your rating: None

Back to top