Мемориал на месте детского концлагеря, д. Красный Берег

butilkavodi's picture
  • Теги:
    • Мемориальная доска,
    • Обелиск (Мемориал),
    • Плита (Стела),
    • Monuments,
    • Скульптура (Изваяние)

Mark: 0 / 0 participants / 0 recommendations / (+0) (-0) qualities

  • BelarusГомельская областьКрасный Берег
Description

На Гомельщине, в деревне Красный Берег Жлобинского района, во время войны фашисты создали сборный пункт для детей, которых насильно отнимали у родителей. У тех детей забирали кровь для раненых немецких офицеров. Сегодня установлены имена только 15 малолетних узников. Остальные 1975 истории пока неизвестны.
Именно в деревне Красный Берег 28 июня 2007 года был торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный детям - жертвам Великой Отечественной войны. Спроектировала его творческая мастерская заслуженного архитектора Республики Беларусь, лауреата Ленинской премии Леонида Левина. Строительство было начато в 1994 г.



В Красном Береге был сборный пункт по приему детей из разных районов Гомельской области и другиж близлежащих мест. Собранных детей сортировали. Тех, чья группа крови подходила, сразу грузили в эшелоны...
Многих вели отправляли в панскую усадьбу, где находился немецкий госпиталь для солдат и офицеров. Немцам нужна была свежая подростковая (от восьми до четырнадцати лет) кровь. В этом возрасте проходит бурное гормональное развитие и такая кровь является целебной. Раны заживают быстрее, организм восстанавливается лучше.
Вначале детей мыли и купали. Зимой - в бане у реки, летом - прямо в реке, невзирая на погоду, ведь немцы всегда отличались аккуратностью до педантизма. А потом гнали в специальную комнату в панском доме. Врачи поступали лояльно. Даже место было оборудовано так, чтобы ребенок мог только просунуть руку, но не видел сам процесс забора крови. Потом ему на шею вешалась специальная бирка.
Долгое время даже мало кто и знал, что тут был детский донорский концлагерь. На первом плане были ветераны, партизаны, герои. Те, кто ковал победу, а дети... Они - жертвы. На территории Белоруссии было пять донорских детских концлагерей. Четыре в Гомельской области, один - в Минской. Из Красного Берега вернулась только одна узница - Зоя Казакевич, но и она уже умерла. В свое время спаслась чудом. Ее вывезли в Германию, и немка вытащила ее полуживую из ямы, выходила.

Дети, у которых брали кровь, в абсолютном большинстве случаев погибали. Кровь брали по нескольку раз - и ребенок навечно засыпал. Выжили единицы. Точных цифр по таким лагерям почти нет. В Салоспилском лагере немцы забрали у детей 3500 литров крови... Дети-доноры находились на привилегированном положении. В день забора крови полагались миска супа, кое-что из сладостей, чай или какао. А тех, кто не подходил, безжалостно уничтожали.

На мемориале каждая деталь - символ. Здесь необходимо вслушаться, всмотреться, задуматься. Здесь дети плачут, а взрослые мужчины рыдают. (Слёзы наворачтваются на глаза и при оформлении этого материала тут. butilkavodi. простите...)

Сюда начали приезжать молодожены. Фотографируются, читают имена детей и среди них своему будущему ребенку имя выбирают...



Открывает мемориал скульптура девочки, одиноко стоящей посреди площади. Она — это все погибшие дети этой земли...


Центром композиции мемориального ансамбля является "Площадь Солнца". По центру площади высажен яблоневый сад, от которого в разные стороны расходятся аллеи – лучи этого солнца. Один из лучей черного цвета, он проходит через пустой класс из белых парт и школьной доски, по нему течет кровь. Это "луч памяти". В классе 21 парта - на 42 человека, однако уже никто и никогда не сядет за эти парты. Не сядут те самые 1975 учеников - детей-узников концлагеря.



На черной доске аккуратным детским почерком написано письмо - письмо пятнадцатилетней девочки своему отцу.

Обязательно прочтите...
"Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопиец. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: ”Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон". И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой, мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: “Расти, доченька, на радость большой”. Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, — платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. “Русы были и есть свинья”. Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит — письмо дойдет. 12 марта 1943 года".
 


С обратной стороны доски находится карта указанием мест, где находились другие лагеря смерти на территории Беларуси.


В центре площади расположена детская мечта - Белый парусник.

На его парусах можно разглядеть детские имена...



На "Площади Солнца" помещены витражи с рисунками детей, выполненных в концлагерях...


youtube.com
Источник 1, 2.

0
Your rating: None

Back to top