Памятная доска на месте баррикад первого штурма в октябре 1905 года в г. Харькове

Mark: +18 / 4 participants / 2 recommendations / (+0) (-0) qualities
- Ukraine›Kharkiv region›ХАРКІВ
Description
Памятная доска установлена на здании государственной инженерно-педагогической академии на месте баррикад первого штурма, где 11(24) октября 1905 года под руководством пролетариата революционное студенчество плечом к плечу с рабочими билось против царизма.
10 октября 1905 года в Харькове тревожно загудели паровозы — то был сигнал к началу забастовки. Движение по железнодорожной линии от Харькова на Москву и Севастополь прекратилось. Остановились все харьковские заводы, железнодорожные мастерские, депо; прекратили свою работу высшие учебные заведения, школы, учреждения. Люди массами вышли на улицы.
У заводов, мастерских, на площадях, на Университетской горке шли горячие митинги. В полдень тысячные массы народа двинулись к сахарному заводу... На импровизированных трибунах под красными знаменами выступали большевики, беспартийные рабочие и работницы, студенты, служащие.
К вечеру наэлектризованные толпы народа направились в центр города с
песнями: «Вихри враждебные веют над нами», «Слезами залит мир безбрежный»,
«Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка».
Пройдя через весь город, демонстрация по Екатеринославской улице дошла до
центра, где ее встретили казаки.
На другой день все театры, многие учреждения и типографии не работали. Конка
стала.
У заводов начались митинги. Вокруг
университета, Университетской горки, собора, всех окрестных переулков начали
строиться баррикады.
Рубили телеграфные и телефонные столбы, выносили из университета скамейки,
столы, ящики, тащили дрова и бревна. Весь этот район был изолирован от полиции.
Тысячи людей — рабочих, студентов, служащих, учащейся молодежи — заняли его.
К двум часам дня после грандиозного митинга к университету приблизилась многотысячная демонстрация рабочих паровозостроительного завода. Над рядами реяли красные флаги, звучали революционные песни. Демонстрацию возглавляла боевая дружина, шедшая в военном строю. В это же время у Николаевской и Павловской площадей появилась черносотенная демонстрация из переодетых городовых, сыщиков, торговцев и членов «Союза русского народа», организованная полицией и жандармами. Впереди этих черносотенцев грузный торговец нес портрет Николая II.
Демонстрация с красными флагами подошла вплотную к черносотенцам. С их стороны раздались выстрелы. Но боевая дружина мигом смяла черносотенную толпу, торговец свалился под метким выстрелом дружинника, царский портрет был изорван в клочья. Черносотенцы бежали.
Прибывшие с паровозостроительного завода демонстранты прошли за баррикады. Вся Соборная площадь была усеяна разбросанными делами губернского правления, стекла в учреждениях выбиты, телефонное и телеграфное сообщение прервано.
Вечером этого же дня центром революционных событий стал университет. Здесь был создан боевой штаб дружин. Для защиты населения от черной сотни, полиции и хулиганов были организованы отряды народной милиции из созданных до этого массовых дружин. Население горячо приветствовало народную милицию.
Ночью все площади вокруг Университетской горки были оцеплены войсками.
Боевые дружины стояли на баррикадах. Все наши посты менялись по команде, все выполнялось по-военному. Кстати сказать, в боевых дружинах было много солдат запаса, а также немало смелых молодых боевиков.
Среди полиции, жандармерии и военного начальства упорно ходили слухи, что все подходы к университету заминированы и будут взорваны, если войска вздумают атаковать Университетскую горку.
11-12 октября 1905 г. здания Харьковского
императорского университета находились в руках студентов, которые в знак поддержки
антиправительственных выступлений рабочих города осуществили революционный
захват университета и возвели вокруг него баррикады.
Правление университета выступило посредником в переговорах между защитниками
баррикад и властями города, смогло предотвратить кровопролитие и нанесение
ущерба университету в случае штурма баррикад войсками.
Харьковский университет стал центром революционной активности в городе вследствие солидарности части его студентов с забастовочным движением рабочих. 10 октября 1905 г. железнодорожные рабочие и служащие Харькова прекратили работу, начали проводить митинги в разных частях города, хотели устроить митинг на Николаевской площади в центре города. Перемещения толп митингующих вблизи зданий университета возбудили революционно настроенную часть его студентов. У них уже вечером 10 октября вызрела мысль о поддержке бастующих рабочих, захвате зданий университета с тем, чтобы отвлечь на себя часть правительственных войск, которые будут брошены на подавление выступлений рабочих города.
Утром 11 октября, еще ранее 10 ч., ректор Л. В. Рейнгард прибыл в университет, опасаясь, что происшедшие накануне недалеко от университета столкновения между рабочими и проправительственными силами скажутся на нормальной жизни вверенного ему учебного заведения. Уже вскоре он был уведомлен о том, что студенты начали строительство баррикад вокруг зданий университета. Уверения ректора в том, что университету ничто не угрожает, и его призывы к студентам прекратить превращение университета в какой-то форт не принимались студентами во внимание.
Увидев, что студенты не реагируют на его слова, ректор, наскоро посоветовавшись с В. П. Бузескулом, принял решение о закрытии университета. Он обошел помещения, в которых находились студенты, и объявил им о своем решении. Вернувшись в свой кабинет, он дал распоряжение написать несколько объявлений о прекращении занятий и послал донесение о закрытии университета исполнявшему обязанности попечителя учебного округа.
После этого ректор решил созвать членов правления университета, чтобы выработать план дальнейших действий. Строители баррикад к этому времени еще не срубили телефонные столбы, поэтому по телефону удалось вызвать в университет деканов юридического и физико-математического факультетов - Н. А. Гредескула и В. А. Стеклова.
На совещании было принято решение «в составе всего наличного правления университета отправиться к губернатору и просить его, чтобы он ... приказал войскам и полиции не обращать внимания на баррикады, не штурмовать университет и не подходить к нему слишком близко, дабы дать студентам успокоиться».
В 12-м часу члены правления университета (ректор и три декана) попали на прием к губернатору артиллерийскому генералу К. С. Старынкевичу, который, как отмечал В. П. Бузескул, «относился к университету с большой предупредительностью и доброжелательством».
Когда ректор изложил положение дел и просьбу правления университета не доводить до кровопролития, не придвигать войска и полицию к университету, дать возможность студентам успокоиться, губернатор сразу же по телефону отдал соответствующие распоряжения.
После этого члены правления университета поспешили в университет, чтобы сообщить студентам о решении губернатора, узнать, чего они собственно хотят, и убедить их выйти из университета. Члены правления, прибыв в университет, передали студентам обещания губернатора и узнали, что те согласны покинуть здания университета, если им будет разрешено устроить митинг на Николаевской площади.
Ночь с 11 на 12 октября захватившие университет студенты провели за баррикадами, к которым были подтянуты войска.
Утром 12 октября члены правления университета решили пойти в полицейское
управление к коменданту города, чтобы взять «допуски» для прохода в окруженный
войсками университет.
Ректор и три декана факультетов пошли в университет, с помощью студентов
перелезли через баррикады и сообщили членам «комитета борьбы», который
руководил обороной баррикад, условия, на которых военные власти города
соглашались выпустить всех находившихся в университете.
Студенты приняли условия. Было решено, что защитники баррикад спустятся на Павловскую площадь, а оттуда по Рыбной улице, через Харьковский мост и далее по Московской улице пройдут на Скобелевскую площадь.
Без каких-либо конфликтных ситуаций в соответствии с намеченным планом здания университета были студентами освобождены.
13 октября по всему Харькову происходили боевые столкновения рабочих с солдатами и полицией.
14 октября состоялись общественные похороны 15 убитых участников демонстраций. Похороны носили характер демонстрации: были красные и траурные знамена, звучали революционные песни, выступали ораторы от партийных организаций и общественности. В этот день полиции, воинских частей и черносотенцев на улицах не было видно, похороны проходили спокойно и торжественно. Боевые дружины охраняли процессию.
В последующие дни столкновения с полицией продолжались.
После 17 октября и издания манифеста «о свободах» партия продолжала укреплять боевые дружины и повела большую работу среди солдат гарнизона. Результаты скоро сказались. Военное командование задерживало демобилизацию запасных. С согласия комитета большевиков запасные решили выйти вооруженными, с боевыми патронами, и потребовать у командования демобилизации.
Утром к заводу Гельферих-Саде с духовым оркестром, с винтовками, заряженными боевыми патронами, в строю подошел полк, к которому пристроились наши боевые дружины и тысячи рабочих. Демонстрация с музыкой и революционными песнями двинулась в центр.
На митинге Артем оповестил солдат и рабочих о переговорах, на их примере ярко обрисовал завоевания народа и призвал к дальнейшей борьбе до полной победы над царизмом.
Запасные были распущены. Авторитет большевиков в глазах населения и солдат значительно возрос.
Между тем революционное движение в стране разрасталось. Правительство жестоко подавляло восстания солдат и моряков.
Все последующие дни в Харькове происходили бои с войсками. Сильное сопротивление оказали рабочие железнодорожных мастерских, дело дошло даже до рукопашных схваток...
Во время восстания сильно поредела партийная организация большевиков, многие из ее членов были арестованы.
Reports
- Tan-Tol's blog
- Login or register to post comments
- 1447 reads