Памятная доска прославленному полководцу Советской Армии И.Э. Якиру в НТУ «ХПИ» в г. Харькове

Mark: +5 / 1 participant / 1 recommendation / (+0) (-0) qualities
- Ukraine›Kharkiv region›ХАРКІВ
Description
Памятная доска выдающемуся и прославленному полководцу Советской Армии, выдающемуся государственному и партийному деятелю Якиру Ионе Эммануиловичу установлена на Ректорском корпусе Национального Технического Университета «ХПИ». В 1915–1917 годах он учился в Харьковском технологическом институте.
Музеем отечественной науки назовут грядущие поколения политехников учебный городок НТУ «ХПИ», на зданиях которого увековечена память о выдающихся ученых, организаторах науки, общественных деятелях.
Якир Иона Эммануилович (1896–1937), советский военачальник, командарм 1-го ранга (1935). Родился 3 (15) августа 1896 в Кишиневе. Сын провизора. Учился в Базельском университете (Швейцария, 1914) и Харьковском технологическом институте (1915), в Высшей военной академии германского генерального штаба (1927–1928). В 1915–1917 работал токарем на военном заводе в Одессе.
После Февральской революции 1917 года вел антивоенную пропаганду среди солдат 5-го Заамурского полка в Кишиневе. В декабре 1917 был избран членом Бессарабского Совета, членом губпарткома и губревкома. С января 1918 года командир красногвардейского отряда, воевавшего против румынских войск. Весной и летом командовал Тираспольским сводным отрядом в боях против австро-германских войск. С июня 1918 года комиссар бригады Воронежской дивизии, с сентября начальник политотдела Южного участка отрядов завесы, с октября член Реввоенсовета 8-й армии. С июля 1919 начальник 45-й стрелковой дивизии, в августе-сентябре командовал Южной группой войск 12-й армии при ее выходе их окружения из района Бирзула, Голта (ныне Первомайск) к Житомиру и Киеву. В 1919–1920 командовал 45-й стрелковой дивизией на Южном фронте, Фастовской, Золочевской, Львовской группами войск и 14-й армией на Юго-Западном фронте. В 1921–1923 командующий войсками Крымского района, Киевского военного округа и войсками Киевского района, с сентября 1923 командир и комиссар 14-го стрелкового корпуса, с декабря 1923 помощник командующего вооруженными силами Украины и Крыма. С апреля 1924 года начальник Главного управления военно-учебных заведений РККА, с ноября 1925 командующий войсками Украинского (позже Киевского) военного округа.
В 1930–1934 член Реввоенсовета СССР, с 1936 член Военного совета наркомата обороны СССР. С 1930 кандидат в члены ЦК, с 1934 член ЦК ВКП(б). 10 мая 1937 был переведен на должность командующего Ленинградским военным округом. На февральско-мартовском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП(б) при обсуждении вопроса о Н.И.Бухарине и А.И.Рыкове выступил за их исключение из партии, «предание суду и расстрел».
28 мая 1937 был арестован по обвинению в участии в так называемом военно-фашистском заговоре в РККА. В состав «центра заговора» помимо Якира вошли его «глава» М.Н.Тухачевский, командарм I ранга И.П.Уборевич, комкоры А.И.Корк, Р.П.Эйдеман, Б.М.Фельдман, В.М.Примаков и В.К.Путна, а также покончивший жизнь самоубийством 30 мая 1937 начальник политуправления РККА армейский комиссар I ранга Я.Б.Гамарник.
С 1 по 4 июня 1937 состоялось расширенное заседание военного совета при наркомате обороны с участием членов политбюро ЦК ВКП(б). Перед началом заседания Военного совета все его участники были ознакомлены под расписку с полученными при помощи физического воздействия «признательными показаниями» Тухачевского, Якира, Уборевича и других. Эти же сфальсифицированные показания широко цитировались К.Е.Ворошиловым в докладе, который он начал с утверждения, что «органами Наркомвнудела раскрыта в армии долго существовавшая и безнаказанно орудовавшая, строго законспирированная, контрреволюционная фашистская организация, возглавлявшаяся людьми, которые стояли во главе армии». На заседании Военного совета выступил Сталин. Сославшись на показания арестованных, он сделал вывод о том, что в стране был «военно-политический заговор против советской власти, стимулировавшийся и финансировавшихся германскими фашистами».
Следствие велось поспешно и было закончено уже 9 июня 1937, когда Генеральный прокурор СССР А.Я.Вышинский формально допросил обвиняемых. В тот же день, после приема у Сталина он подписал обвинительное заключение. 11 июня перед началом судебного процесса на приеме у Сталина были нарком внутренних дел СССР Н.И.Ежов и председатель военной коллегии Верховного суда СССР суда В.В.Ульрих.
Накануне суда следователям было поручено любыми способами убедить подследственных, чтобы они подтвердили на суде показания, данные ими на следствии, и заверить, что это облегчит их участь. Указания эти были выполнены. Следователи, фабриковавшие обвинение, сопровождали своих обвиняемых на суд, находились с ними в комнатах ожидания и в зале судебного заседания.
В процессе обработки обвиняемым разрешили обратиться с покаянными заявлениями на имя Сталина, который якобы помилует их. На одном из таких заявлений, написанном Якиром 9 июня 1937, Сталин написал: «подлец и проститутка». Ворошилов и В.М.Молотов присоединились к этому, причем Ворошилов написал: «совершенно точное определение», а Л.М.Каганович приписал: «Мерзавцу, сволочи и б... одна кара – смертная казнь».
8 июня 1937 «Правда» сообщила, что в редакцию поступило письмо от бывшей жены Якира, в которой она отрекалась и проклинала мужа.
11 июня 1937 Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР в составе В.В.Ульриха, маршалов Советского Союза В.К.Блюхера и С.М.Буденного, командармов Я.И.Алксниса, Б.М.Шапошникова, И.П.Белова, П.Е.Дыбенко и Н.Д.Каширина рассмотрело дело о «военно-фашистском заговоре» и приговорило его участников к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на следующий день.
Судебный процесс по делу Тухачевского, Якира и других был использован сталинским руководством для дальнейшего усиления репрессий в армии и на флоте.
В 1957 Якир был реабилитирован.
Отзывы о личности И. Э. Якира (Источник)
— Горбатов А. В. «Годы и войны»
Генерал А. В. Горбатов, в середине 1920-х годов командуя кавполком, вспоминал о И. Э. Якире так:
Много раз нас привлекали к военным играм в округе, и я всегда удивлялся способности молодого командующего округом И. Э. Якира так проводить разборы, чтобы ни у кого не закружилась голова от успеха и чтобы не был подорван авторитет кого-либо из командиров. Говоря о правильном решении, он, бывало, не только отметит, что оно соответствовало сложившейся обстановке, но укажет и на неиспользованные возможности; разбирая решения, не удовлетворившие его, всегда постарается найти в них хоть крупицы положительного, приведёт примеры других возможных решений. Веру в свои силы у подчинённых он всегда оберегал. Возвращаясь с этих игр, я чувствовал себя обогащённым новыми знаниями.
— Старинов И. Г. «Записки диверсанта»
Один из основателей партизанского движения и советской диверсионной школы полковник И. Г. Старинов очень много и с теплотой вспоминал о личности Якира и его командирских и воспитательных способностях:
Иона Эммануилович был замечательным оратором. Говорил он ясно, образно. Умел обнажить подмеченные ошибки и посоветовать, как от них избавиться. И никакого разноса! Только забота о том, чтобы дело пошло на лад. Якира не считали добрячком. Он знал цену требовательности. Но когда требовал, каждый чувствовал, что имеет дело не просто с «большим начальником», что перед ним старший, умудрённый жизнью товарищ…
В партизанские отряды подбирались по указанию И. Э. Якира различные специалисты. Помимо совершенствования в основной специальности они глубоко изучали и смежные военные профессии. Каждый минёр был и мастером маскировки. Товарищ Якир заботился о сколачивании крепкого, боеспособного костяка будущих партизанских отрядов и бригад. Он требовал формировать эти соединения так, чтобы в их состав входили и опытные, привыкшие к походам по тылам противника партизаны и молодые кадровые командиры. Перед нами командующий ставил задачу совершенствовать уже известные методы партизанской войны, отыскивать новые возможности, добиваться высокой манёвренности партизанских групп и уметь обеспечивать их материально.
— Аралов С. И. "Ленин вёл нас к победе".
Участник Гражданской войны, крупный военный руководитель и организатор при штабе РККА Семён Аралов приводит такие воспоминания:
Якир, несмотря на его юношескую порывистость, произвел на меня чрезвычайно благоприятное впечатление. Я увидел в нём человека, преданного рабочему классу, Коммунистической партии. Говорил он обдуманно, взвешивая каждое слово. Чувствовалось, что этот товарищ пользуется в кругу военных большим авторитетом.
Я предложил ему возглавить 45-ю дивизию.
В тот же день, не теряя времени, я связался с Киевом по прямому проводу и изложил нашу беседу командующему 12-й армией Семёнову, настаивая на назначении Якира вместе с его товарищами в 45-ю дивизию.
А через несколько дней было принято решение РВС 12-й армии о назначении И. Э. Якира начальником (командиром) этой дивизии. Впоследствии он возглавлял также 58-ю и 47-ю дивизии.
В боях Якир зарекомендовал себя талантливым, отважным командиром. Действительно, Ленин был им доволен. Части Якира дрались мужественно, стойко. Это они, окружённые частями деникинцев с востока и петлюровцами, белополяками с запада, шли с непрерывными боями 28 дней, прорывая вражеское кольцо. И это кольцо было прорвано. Более того, части Якира освободили тогда Житомир и Киев, отбив у противника громадное количество скота, продовольствия, они в ходе боёв хорошо пополнились за счёт добровольно присоединявшихся крестьян — бедняков и середняков.
И. Э. Якир всегда с честью выполнял поставленные перед ним задачи.
Reports
- Tan-Tol's blog
- Login or register to post comments
- 1019 reads