«Стены-руины» мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в г.Волгограде

Vikont's picture
  • Теги:
    • Обелиск (Мемориал),
    • Памятник воинам 1939-1945,
    • Monuments

Mark: +5 / 1 participant / 1 recommendation / (+0) (-0) qualities

  • Russian FederationВолгоградская областьВолгоград
Description

От площади «Стоять насмерть!» на следующий уровень ансамбля «Героям Сталинградской битвы» ведет широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Будто опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они на кургане. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке.

Длина стен — 46 м, высота — 17,5 м, ширина лестницы у начала стен — 40 м, к концу сужается до 18 м. Ширина (толщина) самих стен — 4,5 м. С тыльной стороны их проходят 2-метровой ширины гранитные лестницы, газоны с деревьями.


Стены-руины — каменная книга, героическая летопись: «Каждый дом — крепость». Эта и множество других надписей — волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шёл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.

Где-то внутри самих стен тихо звучит музыка. Она перекрывается мужественным голосом. Звучит строгий приказ. Голос умолкает, и слышится задушевная солдатская песня. В стены-руины вмонтированы репродукторы, из которых звучат пулеметные выстрелы, гул истребителей, песни военных лет и знаменитый голос диктора Ю.Левитана, передающий сводки новостей с полей сражений. Так, посредством пластических образов, текстов, музыки посетитель как бы переносится в обстановку той поры.

Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!».

Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!...», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными»...

На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: «За Волгой для нас земли нет» – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.

Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».

Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя. И сколько силы, сколько гнева, призыва к отмщению в этом образе! Несмотря на драматическое содержание, скульптура воспевает жизнеутверждающую красоту подвига.

Комсомольский билет пробит осколком снаряда или пулей. Члены всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи — комсомольцы — всегда были верны родине. Они шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за Сталинград много ярких страниц массового героизма. Их отважные сердца не боялись огня и пуль. Об этом свидетельствуют хранящиеся в музеях пробитые пулями билеты Алексея Очкина — командира группы «57 бессмертных»; Василия Бутова и Александра Олейничева, погибших при защите тракторного завода; сына испанского народа, защитника Сталинграда Рубена Руиса Ибаррури…

В конце левой стены изображён символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.

Тема правой стороны – «Только вперед!» – задает иной ритм повествования.

Правая стена — вторая часть каменной книги — раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» — и устремляется в бой. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. Изображения правой стены передают реальные сцены и события. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоем: ты и граната», «Только вперед!».

Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда. Автор как бы перенёс их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание.

«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце — действуй!» — писал командующий 62-й армией В.И.Чуйков в инструкции для штурмовых групп. Да, отвага в сердце бросала солдат на решительные действия.

Рядом, на изрешеченной осколками и пулями стене, чьей-то рукой написано: «Если погибну, считайте меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В бою, в огне сражения они проверяли себя, свою готовность быть в рядах партии и носить высокое звание коммуниста. Советский народ без оглядки вверил коммунистической партии свою судьбу, потому что в мире не было и нет другой партии, которая с такой последовательностью, настойчивостью и бесстрашием боролась за интересы трудящихся. И чем грознее опасность, тем плотнее объединялись советские люди вокруг своей партии. Вот почему в период самых жестоких боёв — в сентябре и октябре 1942 года — на Сталинградском фронте было принято в партию 14 400 воинов.

Вверху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. По-русски красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость напряжённой борьбы за один дом.

С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешённые в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая всё для фронта, всё для победы. Каждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный — родной брат трудовому.

«Стены-руины» - это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей. Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей.

Ссылка на источник текста 1, ссылка на источник текста 2.

Reports
Osadchiyval's picture
3 photos
Osadchiyval
0
Your rating: None

Back to top