Памятная доска Зузанне Гинчанке, г. Краков

butilkavodi's picture
  • Теги:
    • Мемориальная доска,
    • Monuments

Mark: +5 / 1 participant / 1 recommendation / (+0) (-0) qualities

  • PolandMałopolskie województwoKrakow
Description

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня рождения Зузанны Гинчанки (Zuzannа Ginczankа) - выдающейся польского поэтессы еврейского происхождения, чья судьба была неразрывно связана с Краковом. По этому случаю 9 марта 2017 г. состоялось торжественное открытие памятной доски на стене дома по адресу ул. Миколайская, 26, где поэтесса скрывалась во время оккупации гитлеровцами Кракова. На церемонии открытия доски присутствовал заместитель мэра Кракова по социальной политике, культуре и пропаганде Анджей Кулиг (Andrzej Kulig).
Празднование 100-летия со дня рождения Зузанны Гинчанки организовано Отделом полонистики Ягеллонского университета (Wydział Polonistyki UJ ) и Фондом "Город литературы" (Fundację Miasto Literatury), под почетным патронатом мэра Кракова Яцека Майхровского (Jacеk Majchrowski). Источник.


Зузанна Гинчанка (настоящее имя - Зузанна Полина Гинзбург; 22 марта 1917 - январь 1945) - польская поэтесса межвоенного периода. Хотя при жизни она издала только один сборник стихов (Про кентавров, 1936), ее творчество стало сенсацией в литературных кругах Польши. Была арестована в Кракове и казнена незадолго до окончания Второй Мировой Войны.
Родилась в еврейской семье в г. Киев. Родители в тот же год оставили Киев и поселились в городе Ровно, в конце концов оказавшись в восточной части межвоенной Польши.
Отец Зузанны, Семен Гинзбург был юристом, мать, Цецилия Гинзбург (в девичестве Сандберг) - домохозяйкой. После их развода девушка осталась на попечении бабушки, в то время как отец уехал в Берлин и позже в Америку, а мать, женившись во второй раз - в Испанию. Бабушка Зузанны, Клара Сандберг имела в центре Ровно достаточно богатый дом с аптекой на первом этаже. Зузанна Ґинчанка считалась беженкой, имея Нансеновский паспорт, так и не получив гражданства Польши до начала войны. Среди друзей называлась «Сана».
В 1927-1935 годах училась в Ровенской гимназии им. Т. Костюшко, а в 1935-м году переехала в Варшаву, чтобы стать студенткой Варшавского университета. Ее обучение там вскоре закончилось, скорее всего, в результате антисемитских инцидентов в вузе. Однако, имея уже несколько публикаций и награду национального конкурса, юная поэтесса осталась в Варшаве ради участия в ее литературной жизни. Варшава дарила Зузанне творческое вдохновение, знакомства, успехи и, наконец, славу легенды межвоенной польской литературы. Современники отмечали поразительную внешность и харизму Зузанны, что привлекало внимание многочисленных поклонников. Варшавский период жизни поэтессы остался в воспоминаниях и посвящениях выдающихся ее современников. Ее портрет, созданный известным художником Александром Рафаловский (Aleksander Rafałowski), в 1937 году напечатал еженедельник Wiadomości Literackie.
Летом поэтесса часто посещала бабушку в Киеве. Именно во время таких ее каникул 1939 началась Вторая мировая война. В середине сентября Ровно был оккупирован советскими войсками. Клара Сандберг, потеряв аптеку и дом отослала внучку с остатками семейного имущества во Львов. Там поэтесса вместе со знакомыми-художниками арендовала помещение в доме № 8 на улице Яблоновских.
В начале следующего года 22-летняя Зузанна вышла замуж за Михала Вайнцихера, историка, критика и общественного деятелем еврейского происхождения; он был старше ее на 14 лет. Друзья не находили объяснения ее поступку, тем более, что она находилась в отношениях с художником-графиком Янушем Возняковским.
После начала немецкой оккупации Львова положение Зузанны стало угрожающим. Ее муж поддерживал контакты с левыми группами, и сама поэтесса, кроме происхождения и внешности могла подвергнуться обвинению в сотрудничестве с советской властью. В первые месяцы нацистской оккупации из Ровно пришло известие, что ее бабушка была арестована и умерла от сердечного приступа при транспортировке в Здолбунов, где происходили массовые казни. Летом 1942 года после доноса консьержки в доме, где проживала Зузанна, полиция сделала ряд облав и в конце концов арестовала Гинчанку, однако, каким-то образом ей удалось вырваться на свободу. В этот период Зузанна Гинчанка активно пишет, хотя рукописей не сохранилось, некоторые произведения были восстановлены по воспоминаниям ее слушателей. Едва ли не единственным исключением является произведение «Non omnis moriar», написанное под впечатлениями этого первого задержания и сохранен подругой поэтессы.
В сентябре 1942 Михал Вайнцихер вслед за Зузанной переезжает в Краков. Она скрывается там у тети Януша Возняковского, который помогает супругам оформить фальшивые документы (согласно им, Зузанна - армянка). Поэтесса часто меняет убежища, в частности, живет в курортном пригороде Свошовици (ныне район Кракова), чтобы уменьшить количество контактов опасных из-за ее необычной красоты. Ее спутницей становится Блумка Фрадис, подруга с детских лет, так же скрывается от нацистов.
В начале 1944 года Возняковский попадает в облаву на улицах Кракова, при обыске у него находят улики, которые выводят следователей на убежище Зузанны, где все еще живет ее муж. Его также арестовывают. Имена Михала и Януша появляются в сообщении нацистского трибунала от 6 апреля 1944 о 112 казненных и осужденных к смертной казни граждан.
Осенью 1944 года полиция пришла с обыском в квартиру знакомой Михала, Эльжбеты Мухарской, где в то время скрывались Блумка Фрадис и Зузанна Гинчанка. Свидетели происшествия и знакомые с ситуацией современники считали наиболее вероятной причиной внезапного появления людоловов - еще один донос.
Относительно точной даты и места смерти Зузанны нет определенных данных. Вероятно, она пережила пытки и была расстреляна в одной из краковских тюрем осенью 1944 или даже в первые недели 1945 года (освобождение города от нацистов состоялось 18 января). Источник.

Reports
olanko's picture
1 photos
olanko
0
Your rating: None

Back to top