Курбан-Кая (Жертвенная скала)

Оцінка: 0 / 0 учасників / 0 рекомендації / (+0) (-0) якість
- Україна›Крим Автономна Республіка›Щебетовка
Опис
В 1,2 км к северо-западу от посёлка Щебетовка расположен лесистый горный хребет со скальным зубчатым гребнем вдоль вершины, Спящая красавица. На северо-востоке его замыкает массивный остроконечный утёс, напоминающий издали сахарную голову. Его название, Курбан-Кая, в переводе с тюркского означает «Жертвенная скала».
В начале 20 века в Русской слободке Отуз (нынешней Щебетовке) жил генерал, профессор, историк, археолог, палеограф, человек удивительной судьбы, достойной отдельного разговора, Никанор Александрович Маркс. Он собирал легенды, беседуя с местными жителями, причем не, только татарами, затем перерабатывал их. Никанором Александровичем в 1913, 1915, 1917 годах было издано три сборника под названием «Легенды Крыма» с довольно пространными комментариями. Они включают 36 легенд. Некоторые скомпонованы из различных литературных источников, большая часть обязана своим происхождением устным рассказам. В 1990 году Симферопольским издательством «Таврида» было выпущено факсимильное издание этого труда. В нём были сохранены оригинальная орфография и иллюстрации Константина Константиновича Арцеулова. Во втором выпуске легенда о Курбан-Кае сопровождается рисунком этой скалы.
(На современных картах топоним Курбан-Кая иногда используют для определения скалы, расположенной на юго-западе этого хребта).
Путь к Курбан-Кае из Щебетовки начинается от улицы Партизанской, далее, на перекрёстке, по правой грунтовой дороге до виноградников совхоза-завода «Коктебель». Оттуда уже хорошо видны все подходы к скале. Дорога, справа огибающая скалу, уходит на хребет Туар-Алан и к одноимённому тайнику, но это только для внедорожников или пешком. Отсюда же начинаются несколько лесных дорог и троп к Старому Крыму. Посетить Курбан-Каю можно и двигаясь от Краснокаменки или Старого Крыма.
Хотя высота скалы всего 360 метров, с её вершины открывается замечательный вид на соседний хребет Спящая Красавица и, возвышающийся за ним Туар-Алан. На юго-западе хорошо видна Парсук-Кая, а на юге весь огромный массив Эчки-Даг.
У восточного подножия скалы располагалось средневековое селение XII-XV вв. и к нему выходит трехкилометровый оросительный арык, проложенный по склонам горы из урочища Водяная Балка. Живописная тропа вдоль арыка короче, чем дорога и приведёт вас к озеру и туристической стоянке «Водяная Балка».
Одна из отузских легенд гласит:
«По долине отовсюду видна эта скала. Она отвернулась от деревни и склонилась к старокрымскому лесу. Точно задумалась.
А если подойти к ней на восходе солнца с той стороны, станет видно, как на скалу взбирается огромный человек, одной рукой ухватился за ее вершину, а другой упирается в расщелину, и весь прижался к серому камню, чтобы не свалиться в пропасть.
Говорят, то окаменелый пастух, чабан.
Так говорят, а правда ли, нет, кто знает.
Когда наступает праздник жертв, Курбан-байрам, наши старики смотрят на Курбан-Кая и вспоминают о чабане.
Чабанов прежде много было; каждый зажиточный татарин имел свою отару. Только лучше Муслядиновой не было в долине, потому что чабаном у Муслядина был Усеин, а такого чабана не знали другого. Знал чабан Усеин каждую тропинку в горах, каждую прогалину в лесу, каждый ключ в лощине.
И Муслядин был так доволен им, что обещал ему свою дочь.
Но Эмнэ была одна у Муслядина, а, когда имеешь одну дочь, чего не сделаешь ради нее.
В сердце же Эмнэ жил давно другой, молодой Рефеджан, Арык-Рефеджан, как звали его в деревне за тонкий стан.
Узнал об этом чабан Усеин, разозлился на Рефеджана, а через неделю так случилось, что упал Рефеджан со скалы и разбился на месте.
Настал Курбан-байрам, принес чабан Усеин хозяину жертвенного барана и, когда рассказали ему, что убился Рефеджан, только усмехнулся.
— Каждому своя судьба.
И когда зарезал курбана, омыл в его крови руки, усмехнулся еще раз.
— От отцов дошло: кто сам упадет, тот не плачет.
Понравилось мудрое слово Муслядину, и подмигнул он чабану, когда проходила по двору Эмнэ.
Тогда послал чабан старуху, которая жила в доме, поговорить с Эмнэ.
— Хочет, чтобы ты полез на ту скалу, где убился Рефеджан. Влезешь, — пойдет за тебя, — сказала старуха.
Почесал голову Муслядин.
— Никто туда не мог влезть.
— А я влезу.
— Хвастаешь.
Обиделся чабан Усеин и поклялся:
— Если не влезу, пусть сам стану скалой.
И видела Эмнэ, как на закате солнца стал взбираться чабан по скале, как долез почти до самой вершины и как вдруг оторвался от нее огромный камень и в пыльной туче покатился вниз.
Пошли люди туда, думали, разбился чабан, но не нашли его, а когда на восходе солнца пришли снова, то увидели чабана, превратившегося в огромный камень.
Говорят, когда долез чабан до вершины скалы, то увидел тень Рефеджана и окаменел от страха.
И сказали наши татары, что на Курбан-байрам принес чабан сам себя в жертву Аллаху, и назвали скалу — Жертвенной скалой, Курбан-Кая.
Так говорят, а правда ли, нет, — кто знает!»
(Курбан-байрам — татарский праздник жертв, празднуется на 62-й день после рамазана. Праздник установлен в память жертвоприношения Авраама, он продолжается четыре дня. В первый день каждый зажиточный татарин должен заколоть курбанного барашка, принося, таким образом, жертву.)
_____________________________________________________
Н.А. Маркс «Легенды Крыма», выпуск второй, Москва, 1915 год.







- блоґ Кривич
- Увійдіть або зареєструйтесь, щоб додати коментар
- 1484 перегляди