Армянская церковь Сурб-Никогайос (Св. Николая) в г.Евпатория

Portret użytkownika Vikont
  • Теги:
    • Церковь,
    • Kultowe zabudowania,
    • Budowla,
    • Architektoniczne zabudowania

Ocena: +13 / 3 uczestnicy / 0 zalecenia / (+0) (-0) jakość

  • UkrainaKrymu Autonomiczna RepublikaЄвпаторія
Opis

Ссылка на источник текста 1, ссылка на источник текста 2.

Гезлёв населяли татары и турки. Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане. Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм - церковь, кенаса или синагога. Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелых и инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал. Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: "Находится там [...] один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм". 

О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже - в 1817 году. 

 Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению. Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, татарское население в панике покинуло город. Уходя, татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье - это и есть армянский квартал. 

Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три). Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища. Началась расправа с христианами. По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов. Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома - на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили. 

В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами". 

Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа - западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго - постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён. Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению. Минуло несколько лет, началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма... По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты. 

Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться. А после сильного ливня неожиданно проступили старые французские "автографы". Чётко видна дата - 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь). 

В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм. Церковь зовётся армяно-григорианской - по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь. 

Красивое культовое здание, являющееся памятником архитектуры, сооружено в 1855 г. армянской общиной города.

В 1704 г. в Гезлеве, одновременно с другими христианскими храмами Крыма, была сожжена армянская церковь Св. Никогайоса (Николая). В 1817 г. на месте первой церкви армяне основали каменный храм. Но строительство новой армянской церкви было завершено в 1830-40-х гг. из-за отсутстия необходимых денежных средств.

Здание армянской церкви расположено в центре Евпатории, на ул. Интернациональной и относится к типу крестово-купольных трехнефных базилик аналогичных постройкам древней Армении с элементами классицизма. Это прямоугольная в плане постройка с круглой апсидой с восточной стороны. Купол на восьмигранном барабане возвышается над парусами поверх четырех подпружных арок, опирающихся в свою очередь на столько же гладких круглых колонн в центре храма. Диаметр колонн около 0,80 м, высота 5,0 – 6,0 м, их внешний вид не характерен для армянской архитектуры, а более напоминает античную или классическую архитектуру. Распор купола гасился переброшенными по сторонам боковым арками. На двух парусах сохранились стилизованные розетки в овальных рамках, на двух других парусах сохранились только овальные рамки.

Из основного контура культового сооружения выступают три крытых крыльца – центральный западный и два боковых. На фасаде сохранились 2 колонны, выше которых наблюдаются следы кронштейнов, служивших опорой для трех подпорных арок свода, и разорванный карниз. Наличие разорванного карниза предполагает существование пристроенных сооружений. Над самыми входами в стенах постройки обозначены полуциркульные арки с выделением замкового камня; по сторонам вырезаны пилястры, поддерживающие триглифный фриз и раскрепованный карниз. Еще выше расположена полукруглая ложная арка, от которой с внешней стороны выступает только архивольт.

Освещение церкви – двухсветное: в нижнем ярусе над прямоугольными наличниками окон с узорной металлической решеткой, над слабо выделенным прямым сандриком переброшена закрытая арка, архивольту которой придана килевидная форма: изнутри она выглядит как полукруглая ниша. В интерьере, по боковым сторонам жертвенника и дияконника расположены аналогичные окна, но меньших размеров.

В арочной нише снаружи алтарного окна вырезан маленький хачкар (0,20 х 0,25 м). Еще выше расположены круглые, с крестообразной металлической решеткой окна, первоначально, вероятно, с витражами. Любопытно, что внутри они иной формы – прямоугольные с полукруглым перекрытием. Под выносным карнизом расположен двухъярусный поясок сухариков. В местах примыкания перекрытий над входами они отсутствуют.

Первоначальная черепичная кровля не сохранена, а заменена шиферной. Над восточной частью храма, алтарем и боковыми приделами, крыша немного ниже остальной. Стены церкви сложены из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков; кладка на извести. Фресковая роспись не сохранилась, а ее последние остатки отслаиваются в конхе, однако и на них не просматриваются какие-либо силуэты. В дверях – витражи. Солея – деревянная, жертвенник и дияконник с деревянными дверьми, над ними также переброшены арки. В порталах был применен люнет – арочный проем, широко использовавшийся в древнеармянском зодчестве (храм в Аване) [14]. В люнете западного входа была выполнена ниша. В северо-западном углу здания установлен контрфорс для укрепления здания.

События Крымской войны 1853 – 1856 годов поставили своеобразную «метку» в евпаторийских караимских кенаса в виде ядра русского происхождения, упавшего и неразорвавшегося, а позднее вмонтированного в западную стену.

В отчете Евпаторийской городской управы за 1909 – 1911 годы говорится о существовании в городе армянской церковно-приходской школы, в которой на 1910 год обучался 21 учащийся. Армянская община в городе процветала до начала революционных событий в стране. Здания, сохранившиеся рядом с церковью, со слов старожилов, служили школой и подсобными помещениями, вокруг был разбит фруктовый сад. Армяно-григорианскую церковь Евпатории в 1916 году возглавлял священник К. Тиманьянц, армяно-католическую – священник А.П. Беданов.

С 90-х годов XX века здание церкви используется армянской общиной, здесь же устроена воскресная школа.

При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений. В планы городских властей входит реставрация этой церкви с последующей, видимо, передачей её армянской общине. Через несколько лет памятник архитектуры начала XIX столетия отпразднует 200-летие своего основания.

В 1994 – 1995 гг. Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» (автор – архитектор Гукасян Г.А.) подготовлен проект реставрации Армянской церкви в Евпатории, который так и не был реализован.

 

Raporty
Portret użytkownika Кельтика
1 Zdjęcia
Кельтика
Portret użytkownika klatremus
1 Zdjęcia
klatremus
Portret użytkownika GoldAngel
1 Zdjęcia
GoldAngel
0
Twoja ocena: Brak

Powrót do góry