Заброшенная дача Н.С.Хрущова в г.Киеве

Ocena: +9 / 2 uczestnicy / 1 zalecenie / (+0) (-0) jakość
- Ukraina›Kijów obwód›Київ
Opis
Мало кто знает, что в заросшем парке Института педиатрии, акушерства и гинекологии, расположенном по улице Платона Майбороды, 8 скрывается дача бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева.
Это два небольших здания старинной постройки. В одном из них сейчас находится детское отделение клиники, а в другом – администрация института. В одноэтажном здании расположилось детское отделение.
Это здание находится в ужасном состоянии и требует немедленного ремонта. Не на много лучше выглядит и двухэтажное административное здание, что видно на снимках
Ну а фонтан, и это перед центральным входом, наглядно свидетельствует о хозяйственной деятельности института. Не знаю какие здесь специалисты медики, но в остальном…
Какова же история этих уникальных зданий?
В 1890 году помощник киевского аптекаря Октавиан Бельский приобрел земельный участок на улице Герцена, немного позже купил ещё один соседний участок. Фармацевты в те времена очень ценились, а лекарства были весьма дорогими, что позволило ему купить эту землю и построить на ней особняки.
Архитектором был выбран Николай Николаевич Казанский, который уже построил на то время с десяток домов в городе. В 1893 году началось строительство первой усадьбы. Здание имело 9 окон по фасаду, с двумя ризалитами по краям, которые переходили в башнеподобные объёмы, увенчанные банями со шпилем. Фасад был декорирован в стиле неоренессанса. Позднее Бельский, став уже собственником аптеки, приобрёл соседний участок и попросил построить Н.Н.Казанского второй особняк. После окончания строительных работ, аптекарь начал сдавать там квартиры в аренду, что приносило ему неплохой доход.
В 1920-х года парк был отдан в пользование жителям Лукьяновки как место для отдыха, то есть — национализирован. Судьба Октавиана Бельского осталась неизвестной, хотя можно догадываться лишь о том, что отдавать по доброй воле землю и дома он не хотел.
В 1934 году этим местом заинтересовался нарком внутренних дел УССР Всеволод Аполлонович Балицкий, личность жестокая и оставившая неоднозначный след в истории.
По его указанию левое крыло второго особняка расширили, а в парке соорудили многочисленные малые архитектурные формы — мостики, беседки, статуи, фонтаны и прочее.
Природный рельеф использован максимально для создания неповторимого парка: 6 пешеходных мостов переброшено через овраги, создано искусственное озеро, есть беседки и металлическая клетка для диких зверей.
В мае 1937 года В.А.Балицкого перевели на Дальний Восток и он покинул Киев, а дома и парк отдали под пионерский лагерь для детей НКВД.
Красивый природный рельеф, пешеходные мостики, искусственное озеро, беседки и… абсолютная заброшенность этой территории делают это место таинственным и немного мистическим. Наверное, это и послужило причиной выбора дачи Н.С.Хрущевым.
В конце 1943 года первый секретарь ЦК КПУ Никита Сергеевич Хрущев решил переехать на улицу Герцена в один из особняков. По его приказу на правом и левом крыле здания 1893 года постройки, где жил аптекарь, была выполнена надстройка высотой в один этаж. Н.С.Хрущев любил читать газету на террасе, прогуливаться по парку, обустроенному с царской роскошью, – в маленьком замке над обрывом жили медведи, по парку ходили павлины.
После отъезда Н.С.Хрущева в Москву усадьба оставалась резиденцией первых секретарей ЦК. В 1949 году Н.С.Хрущев покинул Киев и переехал в Москву, а усадьба продолжала быть резиденцией первых секретарей ЦК КПУ
Последним политиком жившим здесь, был Петр Ефимович Шелест. В.В.Щербицкий, смениыший П.Е.Шелеста, решил отказаться от расположенной тогда уже почти в центре резиденции и положил начало традиции правительственных дач за городом: в Межигорье, Конча-Заспе. С его легкой подачи с декабря 1972 года 18-й троллейбус стал ездить мимо дачи, а в 1978 году в новопостроенные за особняками бетонные корпуса переехал Институт педиатрии, акушерства и гинекологии, администрация которого разместилась в зданиях дачи.
Сейчас о парке знают зачастую лишь те люди, которые живут рядом с ним. Парк потерял былую красоту: озеро обмельчало и завалено мусором, не осталось и следа от зелени, разноколора газонов и цветников. А институту, которому нынче принадлежит парк, зачастую не хватает средств на оплату собственных коммунальных платежей. Что уж там говорить о парке, мостах, озере и здании-даче…
Парк находится в начале Кмитова яра, где берет свое начало река Глубочица. Здесь она образует некоторый открытый участок с тремя прудами, а затем прячется в коллектор.
На протяжении Х века речка служила северной межей города и вместе с Днепром и Почайной образовывала мощный барьер на пути возможных захватчиков.
А это таинственное сооружение похоже когда-то было огромной печью.
Но пожалуй более всего пострадала садово-парковая скульптура, которая местами была просто уничтожена.
А это уже современные произведения.
И только дремлющий лев кажется безразличен ко всему происходящему, но это так обманчиво. Царь зверей на посту и готов в любое мгновение защитить свои владения.
Вместе с тем запущенность парка придает ему некий шарм и какую-то таинственность. Неспроста здесь снимался фильм под рабочим названием «Знак Тамплиеров», а в прокат он вышел как «Тайны святого Патрика».
По словам одной из жительниц этого района, существовало три дома (возможно, что третий был какой-то временной постройкой). Неподалеку от зданий, было три замаскированных тоннеля, которые вели в сторону нынешней станции метро Политехнический институт. Не так давно, они были замурованы и теперь доступа к ним отсутствует.
В тоннелях были комнаты с кроватями, полноценные санузлы и сеть вентиляции. Можно предположить, что это бывшая районная сеть бомбоубежищ с довольно развитой инфраструктурой.
Вся обстановка парка навевает мысли о кладах, дворцовых интригах и вызывает ностальгию по романтике и приключениям далекой юности. Поддавшись таким чувствам, я решил удостовериться в наличии таинственных подземелий и спустился в одно из них. Увы… Это оказался всего лишь банальный заброшенный погреб.
Что будет с парком через несколько лет, не знает никто. У Института нет стедств да и особого желания поддерживать его в нормальном состоянии. Наверное лет через десять от этого места ничего не останется, а вместо него появится пара многоэтажных жилых домов и уже никто не вспомнит о том, что было здесь не так давно.
Raporty
- Blog
- Zaloguj się lub utwórz konto, by odpowiadać
- 3488 odsłon